Наталья Жуковская
Особенности зачисления и обучения воспитанников детского сада, нуждающихся в логопедической помощи
Тема: «Особенности зачисления и обучения воспитанников детского сада, нуждающихся в логопедической помощи».
Цель: познакомить родителей (законных представителей) с учителем-логопедом детского сада, речевыми нарушениями и с особенностями зачисления детей в коррекционную группу.
План проведения:
1. Причины снижения уровня речевого развития
2. Особенности организации логопедической работы в детском саду.
Публикация «Особенности зачисления и обучения воспитанников детского сада, нуждающихся в логопедической помощи» размещена в разделах
3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Содержание
Добрый вечер, уважаемые родители. Немного скажу о причинах снижения уровня речевого развития детей в целом. В первую очередь, это связано с ухудшением их здоровья, ухудшением экологической обстановки, осложнениями при родах, проблемным течением беременности и т. д. в настоящее время у 70% новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга. Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются проблемы развития речи.
Несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры, это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.
Следующая причина - это пассивность родителей в вопросах речевого развития детей. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, является серьезным тормозом речевого развития.
Многие родители уже знают, какая сложная программа и какие серьезные требования предъявляет современная школа. Поэтому задача детского сада как можно лучше подготовить ребенка к школьному обучению! Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Но чтение и письмо — это определенный этап в речевом развитии ребенка. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая, правильная устная речь, а не умения читать и писать.
Для оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим речевые нарушения, в детском саду функционирует группа компенсирующей направленности. Перед началом комплектования в группу на следующий учебный год (в конце февраля – начале марта) на основании письменного согласия родителей (законных представителей) учитель-логопед проводит логопедическое обследование обучающихся, для выявления детей, имеющих нарушения в развитии устной речи. С результатами обследования знакомят родителей и рекомендуется пройти ПМПК, если родители согласны им выдаются соответствующие документы для прохождения комиссии, в случае несогласия родители (законные представители) имеют право написать отказ от прохождения ПМПК в письменной форме.
Заключение, предоставленное в детский сад родителями (законными представителями) после прохождения ПМПК, является основанием для зачисления в группу компенсирующей направленности и создания специальных образовательных условий, в том, числе условий для коррекции речевых нарушений.
В первую очередь в группу принимаются дети средней и старшей групп, со сложными речевыми нарушениями.
Какие дети попадают в группу компенсирующей направленности (речевую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам ПМПК у наших воспитанников может стоять следующие заключения ОНР – 2, 3 уровня речевого развития.
Что же это за нарушения?
ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, словарный запас, грамматический строй, связная речь.
В чем же заключается работа логопеда? В коррекционной группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- развитие артикуляционных движений - это движения органов речи (губ, щек, языка);
• формирование правильного звукопроизношения
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции
• развитие слоговой структуры слова
• совершенствование грамматического строя речи
• обогащение, активизация словарного запаса речи
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга).
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме подгрупповых занятий, и в индивидуальной работе.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, включающая в себя работу всех специалистов (логопеда, психолога и воспитателей, у которых тоже специальное образование.
Родителям также отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны понимать, что чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем быстрее мы выйдем на норму речевого развития к школе.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи, специалистов и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Спасибо за внимание!