Получи документы

Консультация для родителей «Что читать детям 4–5 лет»

Надежда Хрестина
Консультация для родителей «Что читать детям 4–5 лет»

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребё нок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15- 20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Детям 4 – 5 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать! Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребё нок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

Публикация «Консультация для родителей „Что читать детям 4–5 лет“» размещена в разделах

Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет. Читайте ребёнку вслух каждый день. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать : ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героя. Ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений. В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского. Помните, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки.

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания с детьми среднего дошкольного возраста (4- 5 лет)

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Барашеньки», «Дедушка Ежок», «Долгоносый журавель.», «Жили у бабуси.», «Иголка, иголка.», «Как у нашего кота.», «Киска, киска.», «Курочка по сенечкам», «Наша-то хозяюшка», «Пошла Маня», «Пузырь», «Сел комарик под кусточек.», «Со вьюном я хожу.», «Солнышко -колоколнышко.», «Ты, трава ль моя.», «Ходит конь.» и другие.

Сказки. «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лиса привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Два маленьких котенка», «Перчатки», «Храбрецы», «Кораблик» (англ., «Где ночует солнце?», «Ласточка» (арм., «Гоп-гоп» (чеш., «Горкой, горкой.» (белор., «Люли, люли, моя крошка», «Стуки-стуки» (лит., «Скакун» (татар., «Ой, в зеленом бору.» (укр., «Соловей-соловушка» (лат., «Счастливого пути» (гол- ланд., «Что я видел» (фр.).

Сказки. «Два жадных медвежонка» (венг., «Заяц и еж» (нем., «Как собака друга искала» (мордов., «Колосок», «Рукавичка» (укр., «Горшок каши» (фр., «Почему кот моется после еды» (лит., «Три поросенка» (англ., «У солнышка в гостях» (словац., «Хвастливый заяц» (узб.).

Произведения русской классической литературы

К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал.»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»; В. Жуковский «Мальчик с пальчик», «Птичка»;А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном.»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; А. Плещеев «Старик», «Травка зеленеет.», «Уж тает снег.»; А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток.», «Ель растет перед дворцом.»; И. Суриков «Первый снег пушистый.»; Л. Толстой «Спала кошка на крыше.», «У Вари был чиж.», «Саша был трус.», «Нашли дети ежа.», «Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город», «Была зима.», «У бабки была внучка.»; Ф. Тютчев «В небе тают облака.»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания», «Чужое яичко»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря.», «Чудная картина.», «Ласточки пропали.»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя», «Волк».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я. Аким «Елка наряжается»; 3. Александрова «Ветер на речке», «Мой мишка», «Одуванчик»; А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Машенька», «Уехали»; Е. Благинина «Аленушка», «С добрым утром», «Сорока-белобока», «Дождик», «Вот какая мама»; В. Берестов «Кошкин щенок», «Мишка, мишка, лежебока», «Снегопад», «Больная кукла»; Б. Житков «Кружечка под елочкой»;М. Зощенко «Глупая история»; В. Инбер «Сороконожки»; Л. Квитко «В гости», «Лошадка»; М. Клокова «Воробей с березы.»; А. Кушнер «Почему я от всего отказался», «Что в углу?»; С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Пудель», «Детки в клетке», «Как себя вести», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мышонке», «Ванька-встанька»; И. Мезнин «Черное и серое», «Простое слово»; Н. Носов «Метро», «Ступеньки»; К). Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Кто сказал „мяу"?»; Я. Тайц «По грибы»; Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень странная история», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог»; Г. Цыферов «Самолетик»; Е. Чарушин «Рассказы из сборников „Почему Тюпа птиц не ловит", „Как Томка научился плавать", „Что за зверь", „Волчишко"», «Никита-охотник», «Про Томку»; К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Закаляка», «Ежики смеются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Свинки», «Тарака- нище», «Федорино горе», «Цыпленок», «Чудо-дерево»; П. Воронько «Я носила воду», «Обновки» (пер. с укр.); Ф. Грубин «Горка», «Ромашки» (пер. с чеш.); С. Капутикян «Маша обедает»; Я. Колас «Цветок» (пер. с белор.); Э. Маркуш «Купание вороненка» (пер. с венг.); Уолтер де ля Мер «Кря!», «Перышки в подушке» (пер. с англ.); Я. Райнис «Наперегонки» (пер. с латыш.);Ю. Тувим «Где очки?» (пол.); В. Хорол «Зайчик».

Публикации по теме:

«Декупаж-детям». Консультация для родителей«Декупаж-детям». Консультация для родителей Декупаж — это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения на.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Нужно ли современному ребенку читать книги?»Консультация для родителей «Нужно ли современному ребенку читать книги?» Книга– это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого.

Консультация для родителей «Почему дети не любят читать?»Консультация для родителей «Почему дети не любят читать?» Некогда читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой:современные дети не тянутся к книге, не любят читать,не воспринимают.

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух»Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Многие родители читают детям-дошкольникам -это самый простой способ привить ребенку любовь к чтению! В настоящее время легче поставить.

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух»Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Самый простой способ привить детям дошкольного возраста любовь к чтению-это чтение родителями книг,это должно стать хорошей и полезной.

Консультация для родителей «Почему полезно читать ребёнку на ночь?» Очень важно перед сном читать ребёнку сказку. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой! Как это занятие сближает.

Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что читать детям 4–5 лет»
Опубликовано: 14 мая 2020 в 12:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД