Ольга Ерошенко
Консультация для родителей «Что лучше — детский сад или домашнее обучение?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, как говорят многие ученые и мыслители, это цветы жизни. Эти цветы каждый из нас, из родителей, очень любит, хочет беречь и охранять, хочет дать им самое лучшее, что есть на свете, обеспечить им самые хорошие условия для всестороннего развития личности.
Воспитание ребенка в домашних условиях является для родителей обычным процессом, особенно для детей дошкольного возраста, так как дома ребенок живет, растет и развивается в привычной обстановке — он не утомляется, не испытывает никаких стрессов или перегрузок.
Публикация «Консультация для родителей „Что лучше — детский сад или домашнее обучение?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Многие родители считают, что ни один учитель не в силах качественно обеспечить процесс воспитания и обучения. Как правило, чем младше ребенок, тем больше внимания ему требуется, ему важны все мелочи, которые его окружают — обратили ли внимание, что что то беспокоит, поиграли ли с ним и т. п. Поэтому часть родителей желают оградить своих чад от пагубного воздействия окружающего мира — от неприятного общения как с детьми, так и со взрослыми.
Наверное, у некоторых людей, кто ходил в дошкольные образовательные учреждения, остались свои воспоминания о нем, и не всегда положительного характера. И забыть их, бывает не так то просто. Поэтому они решают, что, именно, в домашних условиях ребенку будет лучше, так как родители становятся, целиком и полностью, примером физического и психического становления личности ребенка. Хотя, если у родителей есть желание, а главное, возможности, то они могут нанять педагогов или же заниматься с детьми индивидуально.
Воспитание и образование ребенка начинается, как правило, в семье, семейное образование – это есть основа формирования познавательных способностей у детей. Самые первые учителя – это, прежде всего, есть родители. Роль мам, отцов, бабушек и дедушек в жизни ребенка сохраняется очень очень долго. Чем старше мы, становимся, тем больше можно оценить значение процесса воспитания и обучения вне семьи [1, c. 34].
Влияние взрослых выражается, абсолютно, во всем: в расширении кругозора ребенка, в формировании личностных качеств, в том, что именно родители прививают ему интерес и любовь к окружающей действительности. От того, какая будет создана обстановка для ребенка в домашних условиях — в семье, будет зависеть и его дальнейшее развитие — появится ли у него желание постичь что новое, неизведанное, или же он достигнет определенного уровня развития и «останется» на нем [3, c. 103].
Но, если родители выбирают для детей только «семейное воспитание», у них сразу же появляются определенные трудности.
Во-первых, родителям нужно выбрать программу воспитания и обучения для своих чад, возможно необходимо будет выбрать и педагогов. Однако, этот вопрос требует особого подхода, грамотности и компетентности со стороны родителей. К тому же дети, которые воспитываются, исключительно в домашних условиях, и не посещающие дошкольные образовательные учреждения, лишены самого главного — возможности непосредственно общаться в детском коллективе, у таких детей не сформированы умения сравнения своих собственных успехов с достижениями сверстниками, а именно такое умение сравнивать — это есть основа осознания своих знаний, умений и навыков.
Во-вторых, у детей, постоянно не посещающих детские образовательные учреждения, значительно ограничивается и общение. Они не могут получить столь богатого опыта общения и взаимодействия с детьми, со своими сверстниками и взрослыми - педагогами [2, c. 234]. Со взрослыми – с педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине в детском саду (что будет необходимо ему, в будущем, для школы, учится обращаться с вопросами или просить о помощи; учится общаться, развивает чувство эмпатии, у него формируются общие представления об окружающей действительности.
У некоторых родителей есть опасения, что если они отдадут ребенка в образовательные учреждения, то там он может «потеряться» из за большого детского коллектива, они бояться, что он не сможет найти общий язык со сверстниками, или же попросту ребенок будет чувствовать себя одиноко, и дискомфортно.
В начале это, действительно, так и происходит, преимущественно, из за процесса адаптации ребенка к новой обстановке, к новым людям — окружению. Но потом, постепенно дети привыкают, у них расширяется круг общения, появляются новые контакты — друзья. Они учатся контактировать друг с другом, разрешать конфликты, приходить к общему знаменателю во всем. Это т опыт готовит к будущей взрослой жизни [4, c. 57].
Что же лучше для подрастающего поколения — домашнее воспитание или же воспитание в стенах образовательных учреждений! Все зависит от родителей, какое они изволят желание, так и будет. Но лучшим выходом из такой ситуации возможно будет осуществление индивидуального подхода. Так как все дети — они разные, у всех свои психофизиологические особенности. И с учетом этих особенностей можно с легкостью построить процесс воспитания и обучения детей, именно, дошкольного возраста, так как именно данный возраст — является самым благоприятным для развития детей [5, c. 25].
И вообще, по рекомендациям многих педагогов и психологов каждого ребенка нужно периодически проверять у специалистов разной направленности, для того, чтобы определить сильные и слабые стороны развития детей. Специалист всегда поможет родителям, с педагогической и психологической точки зрения, определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его способности или задатки к чему либо, и самое главное – это выстроить определенный прогноз развития ребенка, с подробными рекомендациями о том, как, когда, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести коррекционно - развивающую работу с детьми [5, c.88].
Консультации со специалистами, как правило, окажут большую помощь родителям и педагогам, работающим с ребенком, помогут подобрать соответствующую программу обучения и воспитания, составить индивидуальный план коррекционно — развивающей работы [4, c. 102]. Педагог, занимаясь с ребенком индивидуально, сможет так организовать познавательную деятельность, которая принесет наибольшие результаты в обучении детей, нежели, общегрупповые занятия. Так как вместе с другими детьми ребенок может отвлекаться на своих сверстников, что будет мешать ему сосредотачиваться на главном.
Так как все дети разные по своему психофизиологическому развитию, то если, есть какие либо нарушения в развитии ребенка, то лучшим вариантом решением проблемы будет, как раз таки индивидуальные занятия педагогов с детьми. А для того, чтобы не отделять такого ребенка от детского коллектива, то можно посещать какие — либо кружковые мероприятия, детские центры, клубы, где у ребенка с проблемами здоровья появиться возможность общения со сверстниками.
Индивидуальные занятия будут полезны не только для детей с проблемами здоровья, но и для одаренных детей, которые знают, умеют значительно больше, нежели их сверстники. Так называемые, одаренные дети также нуждаются в особом подходе, несмотря на все высокие результаты, потому что такие дети периодически испытывают ряд нагрузок и стрессов. И как правило, если ребенок силен в интеллектуальной сфере, это не говорит о развитости его личностной сферы [2, c. 123].
Обычно такие дети переходят из одной группы в другую, рано начинают читать или писать, осваивают иностранные языки. В следствие рано идут в школу, перепрыгивают из класса в класс, но в связи с этим имеют определенные трудности в общении со сверстниками. Зачастую им просто не интересно с ними, они не могут найти общие темы для разговоров. Это негативно сказывается на психическом состоянии детей.
Естественно, у каждого родителя есть свое, сугубо личное, представление о том, как нужно воспитывать ребенка, каких ошибок и трудностей следует избегать. Многое, конечно же, зависит и от финансовых возможностей семьи. В разном возрасте ребенок нуждается в разных формах общения и обучения, и это надо учитывать при организации развивающей среды [4, c. 156]. Большие результаты дает симбиоз возможностей семьи и усилий педагогов.
По мнению ученых, после четырех лет большинству детей полезно продолжить свое «образование» в детском дошкольном образовательном учреждении. Связано это с тем, что после четырех лет большую роль играет регулярное общение ребенка с другими детьми – это необходимо для формирования его социальных навыков, для интеллектуального и личностного развития ребенка.
В итоге, только родителям, и только им, выбирать — оставлять своих детей дома и воспитывать их методом «семейной педагогики», или же в соответствии с возрастом, с их психофизиологическими особенностями вовремя отдать детей в образовательно — развивающие учреждения.
Список литературы
1. Беликова Е. В., Битаева О. И., Елисеева Л. В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. - Эксмо, 2008. - 160 с.
2. Васютин А., Васютина Н. Самая лучшая книга по воспитанию детей. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 422 с.
3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
4. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000. - 256 с.