татьяна хлынова
Консультация для родителей дошкольников «Роль сказки в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она преумножает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Роль сказки в развитии ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
В то же время сказка является полноценным элементом нравственного воспитания. ведь главная идея сказки основана на восприятии таких базовых понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить дошкольнику разницу между плохим и хорошим. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Сравнивая себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Тот искренний, жгучий интерес, который вызывает сказочное произведение у ребенка, объясняет развивающее значение сказки. Сказочное произведение развивает важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
-образное мышление;
-активную речь;
-внимание;
-умение связно выразить мысль;
-творческие способности и фантазию;
-все виды памяти;
-
умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование.
Предлагаю вам следующие игры с детьми старшего дошкольного возраста :
1) «Расколдуй сказку»
Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки : петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т. д. Вначале педагог закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.
2) «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»). Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
3) «Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу). Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
4) «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения). Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
5) «Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например, Царевне – лягушке – стрелу.
6) «Помоги герою найти свою сказку».
- Взрослый показывает детям картинку и говорит, например, «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Ну и конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом – подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!