Лучший педагог года

Консультация для родителей и педагогов «Использование элементов арттерапии на занятиях по анималотерапии»

Elenavlada
Консультация для родителей и педагогов «Использование элементов арттерапии на занятиях по анималотерапии»

Использование элементов арттерапии на анималотерапевтических занятиях.

Анималотерапия -это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). Она помогает преодолеть страхи и тревожность, раскрыть дополнительные возможности в личности и поведении детей, снять психоэмоциональное напряжение, развивать способность сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е качества, которые необходимы для успешного общения и социализации ребенка в обществе.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Использование элементов арттерапии на занятиях по анималотерапии“» размещена в разделах

Задача анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение за животными, который позволяет животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно-ориентированными методами и др. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий – это настоящие социализированные животные и их символы: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные.

Выделяют следующие виды анималотерапии :

Ненаправленная анималотерапия - взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтическогозначения.

Направленная анималотерапия - целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных, а не животных пациента. Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются - иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия, и др.

В анималотерапии используются не только животные, но и их символы Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных - прекрасный способ расслабления, и отключения от ситуации. В психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения. Работа с образами животных включена во многие виды психотерапии. Используются образы животных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образы животных, представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешения труднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь. Использование образов животных можно проследить и во многих упражнениях телесно-ориентированной терапии («Попугай», «Муха», «Сороконожка», «Петушиный бой» и др., где они особенно эффективны для работы с детьми, так как позволяют внести в психотерапию элемент игры и снижают вероятность сопротивления, ускоряют достижение результатов психокоррекции.

Основной целью проведения занятий по анималотерапии является развитие эмоциональной-волевой сферы, высших психических процессов, развитие коммуникативных навыков детей. Для каждой группы детей в зависимости от их основного заболевания и уровня развития интеллекта существуют свои задачи анималотерапия.

Главной задачей занятий для детей в возрасте от года до трех лет и для детей с глубокой умственной отсталостью является активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными.

Дети с аутистическим спектром испытывают трудности при установлении и поддержании контакта с окружающими, у них наблюдается стереотипное, ритуальное поведение. Такие дети относятся настороженно к внешнему миру, испытывают большое количество страхов и фобий.

Дети с расстройством аутистического спектра на иппотерапевтических занятиях в первую очередь учатся преодолевать свои страхи перед общением с животными, что в дальнейшем способствует развитию навыков социального взаимодействия с окружающими. Это сложный и длительный процесс, требующий времени и большого количества занятий.

Иппотерапевтические занятия у данной категории детей также способствуют развитию памяти, внимания, мышления, развитию навыков социального взаимодействия. Необходимость, постоянной концентрации внимания и сосредоточенность, при верховой езде, максимально возможной самоорганизации и собранности, необходимость планировать и запоминать собственные действия, их последовательность, активизирует и развивает массу психических процессов.

Это осуществляется с помощью команд, которые во время занятия ребенок отдает лошади. Кроме того, ему приходится анализировать поведение животного и выбирать ту или иную тактику поведения в зависимости от этого, благодаря этому создаются коммуникативные связи между ребенком и окружающими.

На занятиях с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения - тревожными, агрессивными, гиперактивными, - на первый план выходит задача создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с животными и их символами и образами.

Анималотерапевтическое занятие обычно длится 20-30 минут. Перед тем как проводить занятия, необходимо провести подробное психолого-педагогическое исследования с целью определения интеллектуального уровня детей (норма, индивидуальная норма, задержка психического развития, олигофрения, эмоционально-личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.).

Занятия с использованием метода анималотерапии предполагают определенную структуру проведения предложенную Н. Л. Кряжевой.

Вводная часть - игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, эмоциональный настрой.

Продолжительность вводной части - 3-5 мин. Иожно использовать такие игры и упражнения, как «Клубочек», «Кошкино имя»,

Релаксационный тренинг - техники, снижающие психо-мышечное напряжение. Продолжительность этой части – 8-10 минут.

Например: - «Спящий котенок» «Медвежата и шишки» «Муравей»

Основная часть занятия, предполагает использование различных анималотерапевтических техник, игр, упражнений, сказок, инсценировок, связанных с использованием животных или их символов (образов, игрушек, рисунков). На эту часть отводится 15 минут– игра «Зверинец», «Шаловливые обезьянки», «Симпатичные зверюшки или волшебные превращения», «Как дружок стал смелым», сказка «Как подружились кошка с собакой», «Сказка про кошку Эльвиру» и др.

Игры и упражнения на отработку двух позиций жизненной активности, расширение поведенческих механизмов адаптации. Потребуется 10 минут. Например: Упражнение «Кошачьи игры», «Кенгуру», «Теремок», «Лягушата», «Мышонок и кот», «Кошачий секрет» и др.

Заключительная часть арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии. Продолжительность этих упражнений -5 минут. Например – упр. «Кошкино настроение», «Танцуют все!».

Прощание - отработка механизмов раставания. Необходимое для этого время - 5 минут.

Приведенная схема не является жестко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может меняться.

У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности – словом то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и социально-психическими проблемами в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении.

Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади?

Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться.

Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль он не чувствует себя социально отсталым.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

В своей работе по социально-психологической реабилитации детей, посещающих реабилитационный центр, использую такое направление социально-психологической коррекции как иппотерапия. Цель работы в этом направлении - снижение уровня страха и тревожности у детей с ОВЗ на занятиях иппотерапией. Во время этих занятий используется живая лошадь. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

1. Повышение уровня самооценки у детей-инвалидов и детей с ОВЗ

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

4. Обогащение эмоционального опыта детей-инвалидов и ребенка с ОВЗ.

Многие дети с ОВЗ испытывают страх и тревожность при виде лошади, ее больших размеров. При посадке на лошадь наблюдается страх высоты, страх перед изменением положения тела, что выражается в напряженной позе ребенка при посадке на лошадь. Для прохождения ребенком эффективного курса иппотерапевтических занятий, непосредственно на лошади, очень важна предварительная работа.

На начальном этапе с детьми проводится предварительная работа по направленной анималотерапии, а именно оказание психологической помощи по преодолению страхов через взаимодействие с животным, а именно лошадью,его символами (образами, рисунками, игрушками).

На занятиях применяются :

- Игры с использованием игрушки, изображающей лошадь. Во время таких игр дети знакомятся с внешним видом животного, его повадками, правилами безопасного поведения во время последующих занятий с лошадью.

- Чтение и драматизация сказок о лошади.

-Анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

- Экскурсии на конюшню, во время которых дети знакомятся с бытом лошади, ее повадками (так Ника более молодая лошадка – ей нравится играть, бегать, она очень любопытная, Амазонка- взрослая лошадь, спокойная, терпеливая, происходит дополнительное насыщение новыми сенсорными стимулами.

-В последующих занятиях для снижения страха перед сменой положения тела, высоты, когда ребенок находится уже непосредственно на лошади, используются телесно-ориентированые методы работы (релаксационные, дыхательные упражнения и игры).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для озеленения участка»Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для озеленения участка» Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток»Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток» Пешеходы являются самыми незащищёнными участниками движения, особенно в осенне - зимний период, когда утренние и вечерние часы сумрачны.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Использование элементов арттерапии на занятиях по анималотерапии»
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 07:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД