Ирина Антонова
Консультация для родителей и педагогов «Игрушечные истории, или Как научить ребёнка убирать игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГPУШEЧHЫЕ ИCTOPИИ, ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УБИРАТЬ ИГРУШКИ
Этот вопрос задают очень часто. По популярнocти проблема убирания игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (горшок, сон, истерики). К сожалению, не известно единого уникального работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет прибирать игрушки. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому приводим «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Игрушечные истории, или Как научить ребёнка убирать игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Учим ребёнка убирать игрушки, приучаем к порядку. Консультации
- Темочки
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Арсению 2,5 года. Я уложила его спать на дневной сон и навела в комнате идеальный порядок, как мне нравится: все по ящичкам, по коробочкам, машинка к машинке, кубик к кубику, доминошка к доминошке.
Проснулся Арсений и обиженно-возмущенно сказал: «Мама, ты что! Я доставал, доставал, а ты все убрала!»
И тогда я поняла, что наши картины мира не совпадают, что у Арсения совершенно другое представление о порядке вещей. Разбросанные игрушки — это удобно, так как всeгда все на виду и под рукой.
МОРАЛЬ: необходимость уборки для ребенка не является очевидным фактом, целесообразность лишних телодвижений еще нужно суметь донести.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Группа трехлеток. Типичная ситуация: поиграли, похватали все игрушки с полок и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо зачем-то прибирать. Подзываю всех детей к себе.
— Ребята, вы любите, после того как в садике поиграли, к себе домой возвращаться?
— Да!
— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы?
— Нет!
— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, если их кидают где попало и там забывают. Давайте сейчас все вместе вернем игрушки в свои домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?
МОРАЛЬ: до ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Сашке 3 года. С его фантазией, похоже, даже не нужны игрушки. Для веселого досуга достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе из раскатанного по квартире рулона мягкой и двухслойной. «Ну вот, — думаю я — опять не успела спрятать последний рулон. Придется до восполнения этого ценного ресурса использовать для гигиенических целей бумажные платочки» А у Сашки началась снежная буря. Мягкая и двухслойная сменила форму, превратившись из лентообразной в мелкие клочки. Этими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».
Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше. Сашу устраивают «сугробы». Маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!» Значит, надо убедить ребенка, что снег зачем-то очень нужно собрать.
— Сашка, Деду Морозу очень нужен твой снег.
— Да! А зачем?
— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца укрываться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.
— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?
— Как-как, — с ходу придумываю я, — олень волшебный рогами подцепит пакет и увезет.
— Он что, к нам домой прискачет?
— Зачем. Мы на балконе пакет оставим. Он допрыгнет.
Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».
МОРАЛЬ: любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Сашке 4 года. Ставлю перед ним задачу: убирать игрушки. Сашка начинает ныть, что это долго, что это много, что он не справится, что он устанет, что ему надо помочь. В детской комнате такой бардак, что даже у меня мимолетно родилось ощущение «это прибрать невозможно».
— Хорошо, — говорю, — собери сейчас только машинки в этот короб.
Задача проста и понятна. С этим Сашка легко и быстро справляется.
— А теперь только кубики в этот ящик.
— А теперь всех солдатиков в эту коробку.
.
— Ну, вот, осталось только мусор подобрать.
МОРАЛЬ: если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
Ставлю перед детьми задачу: сейчас Сашка собирает игрушки, после чего Арсений пылесосит.
Пылесос зашумел как-то подозрительно быстро. Захожу в комнату и вижу: все разбросанные игрушки перекочевали с пола на другие горизонтальные поверхности. Теперь игрушками завалены стол, диван, подоконник. Сашка с чувством исполненного долга возлежит на диване среди пистолетов, мечей и динозавров. Логично, что это не мешает Арсению пылесосить.
МОРАЛЬ: при постановке задачи важно, чтобы было единое понимание, каким должен быть результат.
ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ
— Мам, я все прибрал!
— А точно все? Давай проверим.
Вот кубик остался за шторой — это один. Вот динозавр под столом — это два. А вот карандаш торчит из-под дивана — это три. Комментирую и считаю вслух. Для наглядности все «ошибки» складываю в одну кучку. Вчера было пять «ошибок». Сашка делает успехи.
— Молодец! Давай завтра вообще без ошибок! Ты сам сначала все проверишь, а потом меня позовешь.
МОРАЛЬ: Контроль качества необходим даже в этом простом деле. Так воспитывается ответственность за результат.