Эльза Саитова
Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и воспитателей
Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет
В период с двух до трех лет изобразительная деятельность дошкольника (как и другая продуктивная деятельность) ориентирована на предметный мир. Открытие, сделанное малышом, в том, что на листке бумаги под его действием может появляться образ какого-то предмета, явления, сильно привлекает ребенка. Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности. Осваивая мир предметов и способы их использования в основной предметно-орудийной деятельности, ребенок накапливает опыт (знания, способы действия, впечатления от них). Это и определяет содержание ассоциативных образов.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет» размещена в разделах
Известно, что в появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом каракули, которые вызывают у него ту или иную ассоциацию. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их словами и представления о них связано с названием, вошедшим в активный словарь малыша. '
Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет. Но такое экспериментирование с содержанием ассоциативного образа полезно, так как закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий. Интересно, что узнанные ребенком в его каракулях предметы становятся своеобразными игрушками-заместителями в развертывающихся предметных играх на листке бумаги или с элементарными кусочками глины (лепка). Таким образом, в содержании детской изобразительной деятельности проявляется характерный для этого возраста интерес дошкольника к предметному миру.
Совершенствуется операционно-техническая сторона деятельности. Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции и способы действий с изобразительным материалом. При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия.
В то же время повышается уровень изобразительной деятельности в целом. Ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу. Рисование по замыслу появляется у дошкольников примерно к двум годам.
Замысел — это представление будущего рисунка и способов его создания. Первые замыслы малыша — это еще не замысел в полном смысле этого слова, а только тема, которую ребенок формулирует словом. Как правило, такой замысел, тема редко предшествуют исполнительным (оперативно-техническим) действиям, они появляются в процессе черкания, часто вслед за ассоциативным образом как желание повторить его.
От чего зависит разнообразие замыслов в рисунке? От опыта ребенка. Чем больше он видит и знает, тем больше замыслов у него возникает. Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив. В лучшем случае представляет предмет, но не образ (графический или пластический, так как у него нет изобразительного опыта, а значит, и изобразительных представлений.
Получающийся результат важен для ребенка не своим качеством (попитой, степенью сходства, а наличием. Он служит ребенку своеобразной опорой для оживления соответствующих представлений. А игровые, речевые способы выполнения действий для малыша более доступны и убедительны, чем графические (Е. А. Флерина). В этом возрасте малыш рисует для себя, он не столько изображает, сколько выражает себя, оное отношение к предмету. Таким образом, у малыша нет мотивов, специфических для художественной деятельности. Доминируют мотивы предметно-орудийной деятельности, мотивы предметной игры, хорошо представленной в этот период. Именно в этот период с двух до трех лет собственно изобразительная деятельность обособляется, выделяется из предметно-орудийной и приобретает некоторые черты игровой деятельности.
При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы — часть интересного для малыша предметного мира. При дальнейшем формировании деятельности очень важно сохранить и развивать в единстве стремление ребенка выразить свои впечатления, интересы и желание освоить новые материалы и все, более сложные и разнообразные способы действия с ними.
Поэтому, когда ребенку исполняется два с половиной года, программа приобщения его к изобразительному искусству может стать более сложной, и перед взрослыми стоят новые задачи.
Подготовила воспитатель по ИЗО Гараева Э. Д.