Эльза Саитова
Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и воспитателей
Как понимать детский рисунок
Понимание рисунка маленького ребенка (раннего возраста) возможно при условии знания особенностей рисунка дошкольника и ориентировки в них. Поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на своеобразии рисунка детей дошкольников, и тогда смысл и ценность самых первых каракулей человека будут более понятны.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Прежде всего нас привлекает искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохой
Другое достоинство рисунка — его содержательность. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все линии и каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба. а это акула-каракула подскочила». На бумаге каракули, но они полны содержания. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет ничего невозможного. К сожалению, ребенок растет, и на смену смелости нередко приходит излишняя осторожности взрослый слышит: «Не умею рисовать», «Нарисуй лучше ты мне».
Гуманизм и оптимизм содержания детского рисунка — показатели природной доверчивости, доброжелательности человека. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка (лепки) — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.
Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме.
С одним из самых доступных для ребенка средств выразительности яв-ляется цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это — предпочтение или равнодушие к цвету?
Дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно: земля всегда черная (коричневая, небо — синее, солнце — желтое (красное, трава — зе-леная и т. п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражательный. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным. Надо учитывать и то, что дошкольник может подражать соседу по столу или рисовать наизусть не раз найденный образ.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, — линия. Предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует их старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги — слева и справа.)
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Своеобразие, неповторимость детских работ могут сочетаться с грамотностью, выразительностью, но могут быть и единственной характеристикой образа.
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — показа-тель творческого воображения. Детское творчество — это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Рисование нужно, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.
Что важно видеть, понимать и формировать в детской изобразительной деятельности?
Во-первых, понимать причины ее возникновения, постепенное ста-новление и развитие мотивов этой деятельности.
Во-вторых, видеть, как постепенно она вычленяется из предметно-манипулятивной, а затем предметно-орудийной деятельности и становится целенаправленной изобразительной деятельностью.
В-третьих, понимать, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, сочетаются между собой.
В-четвертых, знать, каков возможный результат этой деятельности в раннем возрасте, его смысл и значение.
То есть важно рассмотреть, как постепенно изменяется эта деятельность в сочетании всех ее структурных компонентов.
Анализ детской изобразительной деятельности следует проводить с учетом специфики того или иного возрастного периода. В частности, с учетом ведущего типа отношения ребенка к миру, т. е. на что в большей степени ориентирован ребенок в этот период: на людей, их взаимоотношения или на предметный мир и способы употребления предметов.
Соответственно, следует учитывать и ведущий вид деятельности малыша в этот период. Только при этих условиях ответы на вышепоставленные вопросы будут более объективными, точными, а следовательно, позволяющими организовать процесс более правильно.
Подготовила воспитатель по ИЗО Гараева Э. Д.