Лучший педагог года

Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорные игры для детей 2–3 лет» (1 фото)

Тамара Белолипецкая
Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорные игры для детей 2–3 лет»

Консультация для родителей и воспитателей

Сенсорные занятия и игры

«Мир на кончиках пальцев»

Воспитатель Белолипецкая Тамара Ивановна.

ГБДОУ «Детский сад 46»

Санкт-Петербург 2022 г.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»

В. Д Сухомлинский

Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Сенсорные игры для детей 2–3 лет“» размещена в разделах

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

К 3-м годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.

Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем воспитателю и родителям надо знать чему учить, и какими методами пользоваться.

В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-4 лет – наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, речи, накоплений представлений об окружающем мире.

Правильное восприятие цвета, формы, величины и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Специальные сенсорные занятия и игры позволяют уменьшить эмоциональное напряжение у детей, формируют доверительное отношение к окружающему миру, создают бодрое и оптимистичное настроение. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Специальные игры, оборудование возбуждает интерес детей младшего возраста (2-4 года, стимулирует их исследовательскую деятельность, помогает развитию мышления, памяти, внимания, речи.

Чаще всего сенсорные игры выполняются детьми сидя за столом. Для поднятия интереса детей проведение ряда игр целесообразно проводить в спортзале, используя обручи, шнуры и знаки, что гораздо привлекательнее для детей. В процессе выполнения заданий вводится игровая мотивация, детям даются расчлененные инструкции, пояснения.

Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорные игры для детей 2–3 лет»

«Игры с пуговицами»

Задачи:

- развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;

- развитие зрительно-моторной координации;

-точность движений и внимания;

- формирование математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);

- происходит эмоциональное и творческое развитие.

Единственное «НО» – ребенок не должен тянуть пуговицы в рот или засовывать в нос.

Содержание работы:

-сортируем пуговицы по цвету, размеру, форме с опорой на баночку, мисочку, кузов машинки, чашечку и т д. такого же цвета.

-сортируем пуговицы по размеру с опорой на величину баночек.

-бусы из пуговиц. Шнуруем: а. по цвету с опорой на цвет шнурка, б. по размеру,

в. чередуя пуговицы по размеру или цвету с опорой на образец.

-выкладывание из пуговиц «Заплатки» с опорой на цветовую схему-картинку (содержание картинок соответствует лексическим темам)

-выкладывание из пуговиц и других различных материалов (деталей геометрического набора, счетных палочек) с опорой на схему способом наложения.

«Заплатки».

Задачи:

-развитие зрительно-моторной координации малышей;

-закрепление знаний по лексическим темам.

Кроме пластилина, точки можно заполнить наклейками, пуговицы, конфеты. Или закрасить толстыми маркерами, краской, набранной на ватные тампоны.

Пластилиновые заплатки представлены в соответствии с лексическими темами, например, транспорт, животные, насекомые, новый год, зимние забавы, пасха и т. д.

«Игры с пластилином»

Задачи:

-знакомство со свойствами пластичных материалов;

-обучение приемам работы с пластилином;

-развитие мелкой моторики, творческого воображения;

-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;

Содержание работы:

-лепка колбасок, шариков, прищипывание, отщипывание маленьких кусочков, разрезание пластилина стекой и тд

-»Заплатки» различной тематики;

-пластилинография с добавлением круп и природного материала;

«Игры с мозайкой»

Задачи:

-развитие внимания, аккуратности и терпения,

-развитие мелкой моторики;

-знакомство и закрепление цвета;

-учить рассортировывать фрагменты по цвету;

-обучения выкладыванию узоров по схемам;

-обучение начальных навыков счета;

-развитие пространственного воображения, знакомство с симметрией;

-использование мозаек разной формы и размера (крупную сотовую, среднего размера тычковую).

Содержание работы:

-сортируем фрагменты по цвету, размеру, форме с опорой на баночку, мисочку, коробочку и т д. такого же цвета.

-заполнение цветных контуров фрагментами такого же цвета, создание композиций (желтое солнышко, зеленая травка, синяя туча)

-выкладывание симметричных узоров с опорой на образец.

-выкладывание картин по цвету с опорой на схему способом наложения.

-выкладывание разноцветных дорожек чередуя фрагменты по цвету с опорой на образец.

-выкладывание узоров с опорой на схему пересчитывая количество необходимых фрагментов в каждом ряду.

«Игры с пирамидками»

Задачи:

-развитие мелкой моторики и координации рук малышей и как следствие -речевых навыков.

-знакомство с размерами, соотношениями «больше-меньше».

-формирование навыков ориентирования в пространстве.

-развитие памяти, внимания, начальных навыков счета.

-использование пирамидок различной формы (прямоугольные, конусообразные, в виде грибков, геометрических фигур, героев сказок и т. д, цвета (одноцветные, разноцветные, размеров (настольные, напольные, из различных материалов (пластиковые, деревянные, тряпичные, в виде формочек вкладышей.

Пирамидку можно так же использовать для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

«Игры с матрешками»

Строим на полу «высотный дом» для зверюшек. Матрешка-это не просто украшение декора или сувенир. В первую очередь, это старинная деревянная игрушка, игра. Которая оказывает большое внимание на развитие детей.

Задачи:

-развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;

-обучение сравнению предметов, представлению о величине, понятиям «выше-ниже», «больше-меньше»;

-научить открывать, закрывать куколок;

-научить подбирать подходящие половинки для сбора игрушки;

-учить расставлять в ряд по росту.

«Игры с волчкоми и юлой»

Задачи:

-развитие мелкой моторики;

-игры с волчком помогают познакомится с законами центростремительной и центробежной силы; свойствами равновесия во вращении, с преобразованием цвета.

«Игры со шнуровками»

Шнуровка– один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования.

Задачи:

-развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев;

-формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата);

-способствовать развитию речи;

-развитие пространственного ориентирования, закрепление понимания понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Содержание работы:

-изготовление шнуровок из картона и деталей к ним разнообразной тематики на п/п детей (с опорой на лексические темы).

-сортируем предметы для шнурования по цвету, размеру, форме с опорой на подсказку на шнуровке, пришнуровываем.

-шнуруем бусы : по цвету, по размеру, чередуя по размеру или цвету с опорой на образец.

-игры с деревянными шнуровками «Крокодил», «Новогодняя елка», «Фруктовое дерево».

«Игры с Чудесными предметами».

Задачи:

-развитие кинестетических ощущений;

-развитие восприятия цвета, формы;

-закрепление навыков счета в пределах 5;

- умение сотрудничать со взрослым.

Содержание работы:

-игры с Чудесным мешочком и предметами к нему.

а. Определение предметов на ощупь (форма, размер, материал);

б. Нащупай и вытащи тот предмет, который я назову;

г. Вытащи названное количество предметов (один-много, 1-5)

-игры с Чудесной коробкой : вытаскивание предметов через отверстия в ней.

а. Определение предметов на ощупь (форма, размер, материал);

б. Нащупай и вытащи тот предмет, который я назову;

г. Вытащи названное количество предметов (один-много, 1-5)

«Игры с прищепками».

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук; тактильных ощущений;

-развитие творческого воображения, логического мышления;

-закрепление представлений о цвете, дифференциация цветов, чередование цветов;

-соотнесение соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти;

Содержание работы:

-изготовление основ для прищепывания в виде солнца, елочек, травы, птичек и т. д с опорой на лексические темы;

-прикрепление прищепок по тематике (лучики к солнцу, крылья к бабочке, лепестки к цветку и тд) Составляем сказку по получившимся картинкам ( Н: Выглянуло солнышко, цветок раскрыл свои лепестки, на цветок прилетела бабочка и тд).

- сортируем прищепки по цвету с опорой на подсказку-основу, прищепываем;

- чередование прищепок по цвету (два цвета);

-соотнесение количества прищепок с цифрой: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти;

-проявление творчества: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности (доделать недостающие детали предметам).

«Игры с сортерами»

Подбираем формочки и отверстия.

Задачи:

-развитие мелкой моторики;

-развитие логики и мышления;

-учить подбирать формочки к отверстиям;

-тренироваться собирать сортер разными руками поочерёдно, развивать координацию рук;-учить собирать сортер с завязанными глазами;

-использование сортера в качестве шнуровки;

-развитие творческого воображения: использования деталей сортера в качестве предметов-заместителей в игре («конфетки» для зайки», «лодочки» для игр с водой и т. д)

-закрепление графических навыков, :использование граней и деталей сортера в качестве трафаретов и шаблонов.

«Игры с вкладышами»

Вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Делятся на рамки-вкладыши (дети подбирают целостное изображение к контуру вкладыша) и картинки-вкладыши (представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение).

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук, сенсомоторную координацию, целостное восприятие изображения;

-развитие умения подбирать предметы по форме, размеру, составлять из частей,

-закрепление знаний по различным лексическим темам, обогащение словаря;

-любознательность, познавательный интерес;

-использование вкладышей в качестве лото;

-использование деталей от рамок-вкладышей в качестве шаблонов для рисования.

«Подбери по цвету, форме, размеру».

Задачи:

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

-развитие мелкой моторики.

Содержание работы:

-игры с пуговицами, мозайкой, пирамидками, прищепками, шнуровками;

-игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

-настольное-печатаные игры (лото, домино) соответствующей тематики;

-игры с цветными цепочками;

-напольные игры «Составь цветок» (цвет, «Составь цветок» (форма, «Составь снежинку»(цвет)

-напольная игра «WAI TOY”;

-игры с шариками из сухого бассейна «Соберем урожай в разноцветные сумки», «Сварим компот в цветных кастрюлях» (цвет)

-игры с большими и малыми мячами (размер)

-игры с «Разноцветным скворечниками»

-использование раскрасок для детей младшего возраста с цветными контурами.

«Игры с разрезными картинками».

Разрезная картинка — это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении.

Задачи:

-развитие мелкой моторики;

-развитие наглядно-образного мышления;

-усложнение материала из-за увеличения количества деталей;

-развитие сосредоточенности, наблюдательности, воображения, зрительного восприятия,;

-формирование целостного представления о предмете.

Содержание работы:

-игры «Разрезные картинки» настольные из двух, трех, четырех, пяти частей разнообразной тематики;

-игры «Разрезные картинки» напольные из двух, трех, четырех частей.

«Выкладывание изображений» из счетных палочек, зубочисток, деталей геометрического набора, пуговиц, круп.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, логического мышления;

-формировать умение составлять изображения из счетных палочек, зубочисток, деталей геометрического набора, пуговиц и т. д способом наложения на картинку-образец;

-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;

-закреплять знания по лексическим темам.

«Игры с Блоками Дьенеша».

Венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш придумал логические блоки. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, логического мышления;

-закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

-их признаках (величина, толщина)

-цвете (красный, синий, желтый)

-развитие умения выявлять и абстрагировать свойства фигур;

-развитие умения оперировать одним свойством т. е. выявлять, абстрагировать одно свойство, классифицировать и обобщать на его основе;

-учить выкладывать изображения способом наложения с опорой на схему;

-использование в работе пособий Б. Б. Финкельштейн «Маленькие логики».

Содержание работы:

-сортируем блоки по цвету, форме, размеру, толщине;

-определяем блоки на ощупь в «Чудесном мешочке» или «Чудесной коробке»;

-находим блок согласно инструкции «Н: большой, синий, круглый. Толстый»;

-составляем цепочку-«бусы» согласно заданному ритму (чередование деталей с изменением одного признака)

-выкладывание из блоков изображений с опрой на схему способом наложения.

«Выкладывание из палочек Кюизенера».

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, логического мышления;

-формировать умение составлять изображения из палочек Кюизенера способом наложения на картинку-образец;

-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;

-закрепление знаний по лексическим темам;

-использование в работе пособий Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «Посудная лавка».

Литература:

Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию».

Цвынтарный В. В. «Играем с пальчиками, развиваем речь»

Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Новиков В. П, Тихонова Л. И. «Игры и развивающие занятия с палочками Кьюизенера».

Глушакова О. А, Дедова С. И. «Веселые счетные палочки».

Публикации по теме:

Сенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 летСенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 лет Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Сенсорные дидактические игры своими руками для детей от 3 до 5 летСенсорные дидактические игры своими руками для детей от 3 до 5 лет Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию.

Консультация для родителей и воспитателей «Детские игры со скакалкой»Консультация для родителей и воспитателей «Детские игры со скакалкой» Люблю свою скакалочку, С собой её ношу. Я в садике среди ребят Лучше всех скачу. Приёмов много знаю, Смотрите, не шучу: Один раз подпрыгну,.

Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами»Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами» Пуговицы вызывают неподдельный интерес у детей. Разнообразие материала – пуговицы разные по размеру, форме, фактуре, цвету не надоедает.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры для детей своими руками»Консультация для воспитателей «Дидактические игры для детей своими руками» Дидактические игры для дошкольников – это игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию,.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома» Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус,.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом»Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом» Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его И снова мне бросай. Эпатова Н. Существует много игр, которые лучше.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Консультация для воспитателей «Многоуровневые развивающие игры по математике для детей»Консультация для воспитателей «Многоуровневые развивающие игры по математике для детей» Обучая детей математике в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость от учения. В своей.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей» Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей» 1. Повысить педагогическую грамотность родителям о роли мелкой моторики в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорные игры для детей 2–3 лет»
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 20:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД