Ирина Чередник
Консультация для родителей «Играем и развиваем грамматический строй речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, в формировании социальных связей.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики. Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
Публикация «Консультация для родителей „Играем и развиваем грамматический строй речи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи : местоимения, наречия, числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст
– 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?
общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;
педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Выполняя интересные и увлекательные задания ваш ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные,
подбирать глаголы – антонимы и строить с ними предложения.
Игр на развитие грамматического строя речи у детей очень много. Вот некоторые из них:
Из чего сделано? (с мячом)
Взрослый, бросая мяч, говорит: «Стол сделан из дерева, значит он какой?», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Деревянный».Чей хвост?
Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «Чей это хвост?» Ребенок отвечает: «Заячий»
«Один-много» (с опорой на картинки). Игра на усвоение образования слов во множественном числе.
Взрослый говорит: «Один шар, а много?». Ребенок должен ответить:
«Шары».
«Бывает - не бывает»
Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и помолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносить сочетания слов: кошка летает, рыбка летает, воробей летает, стол прыгает, гусеница прыгает, зайчик прыгает, собачка прыгает, дом прыгает, дорога прыгает, лодка плавает, корабль плавает, топор плавает, утюг плывет, молоток плавает, стол ходит, дом ходит, лампа ходит, рыба ходит и т. д.
«Скажи наоборот»
Игра на образование слов – антонимов.
«Подбери слово»
Игра на образование приставочных глаголов.
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбирать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие (глагол).
Рыбка к камню… (отплыла или подплыла, от берега… (переплыла или отплыла, всю реку (вплыла или переплыла?
Бабочка к цветку (отлетела или подлетела, с ветки на цветок (облетела или перелетела, вокруг капусты (влетела или облетела, в комнату (подлетела или влетела?
Машина из гаража… (выехала или въехала, через мост… (переехала или объехала? и т. д.
-
«Назови какое, какая, какой, какие?»
Игра на согласование существительных с прилагательными.
Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает: «Яблоко какое?» Ребенок должен ответить: «Красное». Можно играть с мячом.
Перечислительные упражнения помогут развить речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно. Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ваш ребенок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы, строить с ними предложения.
Удачи!