Анжелика Хаметова
Консультация для родителей «Игры и упражнения дома на формирование грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей в возрасте 4-5 лет формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у 3летних, и служит основой для всего последующего речевого развития.
В детском саду детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа. Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, пра-вильно спрягать глаголы по лицам и числам. Важной задачей остается упражнение детей в правильном согласовании имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения дома на формирование грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта, что проявляется в активном экспериментировании со словом. Происходит «взрыв» словотворчества). Ребенок начинает играть словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие их форм.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речево-го развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д.
Словесные игры :
1. «Слово на ладошке»
Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.
2. «Объясни словечко»
Предложите ребё нку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).
3. «Что бывает?»
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существитель-ное.
Красный: …дом, помидор.
Зимняя: …одежда, рыбалка.
Домашнее : …печенье, задание.
4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
5.«Общие слова»
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты, мебель, птиц, овощи, одежду…
2-й вариант. Ребё нку предлагается назвать одним словом:
сосна, берёза, клён – это…
6.«Четвёртый лишний»
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
7. «Посчитай»
Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять крас-ных яблок и т. д.
8.«Скажи наоборот»
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех-, лето-, день-, холод-, север - … и т. п.
Глаголы: пришёл-, нырнул- …
Прилагательные: широкий -, маленький-, богатый -… и т. п.
Наречия : далеко -, высоко- …
9. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас).
10. «Большой - маленький»
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
11. «Отгадай загадку»
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
12. «Назови, какой…»
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
13. «Подумай и ответь»
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: «Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»
14. «Подбери слово»
Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
15. «Расскажи стихотворение»
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
16. «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.