Лариса Храмцова
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Фрагмент урока 1
Тема: Имя существительное.
Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической
форме слов в словосочетаниях. Задание №1
- Даны словосочетания существительных с разными частями речи.
- Прочитайте их.
Интерес (чтение, интересоваться (чтение); решать (задача, решение (задача); описание (картина, описать (картина); составить (план, составление (план); оправить (открытка, оправление (открытка).
- Как мы определим в этих словосочетаниях главные и зависимые слова
Публикация «Комплекс упражнений „Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, конспекты уроков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
- (От главного слова мы задаем вопрос к зависимому).
- Вам нужно, задавая вопросы от главных слов к зависимым, правильно изменить их. Что при этом будет меняться у зависимых слов?
- (Окончание).
- Выполняя задание, записывайте словосочетания с вопросами и вставляй те предлоги, где это требуется.
Образец выполнения задания:
Интерес (к чему) к чтению, интересоваться (чем) чтением; решать (что) задачу, решение (чего) задачи; описать (что) картину, описание (чего) картины; составить (что) план, составление (чего) плана; отправить (что) открытку; оправление (чего) открытки.
Задание №2
- Даны словосочетания имен существительных с прилагательными. Прочитайте их.
Река (глубокий, пруд (глубокой, озеро (глубокий); утро (зимний, вечер (зимний, одежда (зимний); стакан (стеклянный, ваза (стеклянный, окно (стеклянный); крепость (каменный, забор (каменный, сооружение (каменный).
- От какой части речи мы будем задавать вопрос? (От существительного).
- Почему?
(Имя существительное является главным словом в этих словосочетаниях).
- Запишите эти словосочетания, изменяя зависимые слова.
Образец выполнения задания:
Река (какая) глубокая, пруд (какой) глубокий, озеро (какое) глубокое; утро (какое) зимнее, вечер (какой) зимний, одежда (какая) зимняя;
стакан (какой) стеклянный, ваза (какая) стеклянная, окно (какое) стеклянное;
крепость (какая) каменная, забор (какой) каменный, сооружение (какое) каменное. Задание №3
- Даны словосочетания глаголов с разными частями речи. Прочитайте их. Идти (право, шагать (легко, собраться (четверо, думать (быстрый, говорить (четкий, рисовать (красивый, бежать (лево).
- От какой части речи мы будем задавать вопросы к зависимым словам?
- (От глагола).
- Почему?
- (Глаголы являются в этих словосочетаниях главными словами).
- Запишите словосочетания, правильно задавая вопросы и изменяя зависи мые слова.
Образец выполнения задания:
Идти (куда) вправо, шагать (как) налегке, собраться (как) вчетвером, думать (как) быстро, говорить (как) четко, рисовать (как) красиво бежать (куда) влево.
Фрагмент урока 3
Тема: Имя существительное.
Цель: формировать умение выявлять смысл словосочетаний
в переносном значении. Задание №5
- Прочитайте отрывок из стихотворения, объясните значение выделенных словосочетаний и скажите, с чем автор сравнивает вишню, сливу и рожь?
Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь;
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
(Н. Греков)
(Зарумянилась вишня и слива - значит наступило жаркое лето и стали поспевать многие ягоды. Зарумянилась - значит начала краснеть. Автор сравнивает вишню и сливу с лицом человека, у которого румяные щеки. Налилась рожь - значит колоски стали большие, как будто чем-то налитые. Автор сравнивает рожь с фруктами, которые наливаются соком, когда спеют.)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой.
(И. Бунин)
- (Березы желтою резьбой - значит листья у деревьев желтые и похожи на
вырезанные. Автор сравнивает эти березы с искусственным творением рук
человека).
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес.
(Н. Некрасов)
- (Заунывный ветер - значит воющий ветер. Некрасов сравнивает его с занудным, унывающим человеком.
Ель стонет - значит ветер качает дерево и, качаясь оно похоже на стонущего больного.)
Задание №6
Цель: формировать правильное употребление новых слов в словосочетаниях для более глубокого понимания их значения.
- Прочитайте отрывок текста и скажите, какие слова вы встретили в первый раз?
Паровоз, тяжело ворочая железными колесами, подошел к перрону. За ним тянулись новенькие вагоны. Началась посадка.
Через полчаса платформа опустела. Поезд медленно отходил. Из всех окон высовывались сияющие, взволнованные лица ребят. Все кричали: «До свидания, до свидания!».
Поезд мчался в темноту ночи. Паровоз отстукивал километры. Он увлекал за собой длинную цепь вагонов.
Мелькали железнодорожные будки, белые хаты с густыми вишневыми са-
дочками.
- (Слова перрон, посадка, платформа.)
- Как вы думаете, что такое перрон?
- (Перрон - это место, у которого останавливается поезд).
- Прочитайте, что написано о перроне в толковом словаре.
- (Перрон - площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда).
- А теперь придумайте разные словосочетания с этим словом и назовите их.
- (Подъехал к перрону, отошел от перрона, стоим на перроне).
- Объясните значение слова платформа.
- (Платформа - это место, где люди ждут прибытие поезда).
- Зачитайте, что говорится в толковом словаре об этом слове.
- (Платформа - ровная возвышенная площадка из какого-нибудь твердого материала вдоль железнодорожного полотна).
- Придумайте несколько словосочетаний со словом платформа.
- (Ждать на платформе, стоит на платформе, подходит к платформе).
- Что значит слово посадка?
- (Посадка - это когда люди заходят в поезд).
- Прочитайте определение этого слова в толковом словаре.
- (Посадка - впуск в вагон людей для занятия места).
- Придумайте словосочетания с этим словом.
- (Начинается посадка, заканчивается посадка, производится посадка).
Фрагмент урока 4
Тема: Предложение. Имя существительное.
Цель: формировать усвоение устойчивых словосочетаний у учащихся.
Задание №7
- Скажите, какие сочетания слов называются устойчивыми?
- (Устойчивые сочетания - это словосочетания, которые часто встречаются в художественных текстах, в речи людей.)
- Прочитайте текст и назовите в нем устойчивые словосочетания.
Охотник
Охотник возвращался вечером с охоты. Выбравшись из чащи, он направился по тропинке. Пройдя немного вдоль опушки, он услыхал лай собаки. Охотник подошел к сторожке и бросил собаке кусок хлеба. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семен. Охотник зашел к дедушке и остался у дедушки ночевать. Утром охотник вышел на дорогу и направился к деревне. От опушки леса до деревни было близко.
- (Лесная сторожка, лай собаки, кусок хлеба, опушка леса).
- Давайте объясним значение некоторых устойчивых сочетаний.
- (Лесная сторожка - домик лесника, опушка леса - это край, начало или конец леса).
- Придумайте предложения с каждым из этих словосочетаний и. назовите их.
- (В гуще леса виднелась лесная сторожка. Вдалеке, слышался лай собаки. Мальчик дал своей собаке кусок хлеба. Недалеко от опушки леса журчал ручеек).
Задание №8
Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической
форме слов в словосочетаниях.
- Составьте словосочетания существительного с разными частями речи и запишите их.
сущ. снега,
прил. (красивый
сущ., край,
сущ. хлопья
сущ. пр. сущ. ,
поездка в город).
- Составьте словосочетания прилагательного с разными частями речи. Подумайте, с какими из них будет сочетаться имя прилагательное?
- (С наречием, существительным).
нареч. прил. прил. сущ.
(Нестерпимо жаркий, красный мак).
Фрагмент урока 5
Тема: Предложение.
Цель: развивать интонационные умения у учащихся с целью понимания структуры предложений.
Задание №9
- Прочитайте и запишите предложение.
Побежали по дорогам веселые говорливые ручейки.
- В чем заключается смысл предложения?
- (Наступила весна, снег растаял и побежали ручьи).
- Назовите, чем являются второстепенные члены в предложении?
- (Однородными определениями).
-С какой интонацией будем произносить это предложение?
- (С интонацией повествования, а в середине предложения интонация пе-
речисления, т. к. стоят однородные определения).
На какие слова в этом предложении падает логическое ударение?
- (Веселые, говорливые, т. к. автор передает нам характер ручейков).
Ах, как красив был каждый цветочек!
- Прочитайте и запишите предложение. Какое оно по интонации?
- (Восклицательное, значит его нужно произносить с восклицанием).
- Есть ли в предложении при выразительном чтении паузы, если есть, то
- (После междометия «ах» нужно сделать паузу).
- На какое слово в этом предложении падает логическое ударение?
- (На слово «каждый»).
- Почему?
- (Автор показывает, что красив был каждый цветочек по-своему).
- Но что будет с рыбками, когда вода спадет?
- Прочитайте предложение и запишите. Какое оно по интонации?
- (Вопросительное, значит произносится вопросительно).
- На сколько частей можно разделить предложение? Почему?
- (На две части, потому что в первой части говорится о рыбках, а во второй
о воде).
- На какую часть падает логическое ударение?
- (На первую часть).
- Есть ли в предложении паузы?
- (Пауза после слова «рыбками», т. к. заканчивается первая часть предложения)
Задание №10
Цель: формировать умение построения предложений по вопросам.
- Сейчас я задам вопрос, а вы построите по нему предложение.
Как называется маленькая зеленоватая птичка, быстро передвигающаяся по стволу дерева вниз головой?
- (Маленькая зеленоватая птичка, быстро передвигающаяся по стволу дерева вниз головой, называется поползень).
- Проанализируем составленное вами предложение. Что добавлено в ответе?
- (Слово поползень).
- Что еще вы внесли нового?
- (Вместо вопросительных слов «как называется» придали предложению повествовательную интонацию).
- Что дети делали в лесу?
- (Дети в лесу собирали грибы и ягоды).
- Что добавлено в предложении нового?
- ( Слова: собирали, грибы, ягоды. Изменен порядок слов, изменена интонация с вопросительной на повествовательную).
- Что нужно, чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб?
- (Чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб, нужны огромный труд и терпение).
- Что нового добавлено в предложение?
- ( Слова: огромный труд, терпение. Изменен порядок следования частей в предложении. Изменена интонация с вопросительной на повествовательную).
Фрагмент урока 6
Тема: Предложение. Имя существительное.
Цель: формировать умение составлять предложения, аналогичные заданным.
Задание №11
- Прочитайте предложение.
Снег уже чернеет и тает, но леса еще не зазеленели.
- Что соединяет части этого предложения?
- (Союз «но»).
- Какие особенности этого предложения вы видите?
- (Имеются однородные сказуемые в первой части предложения).
- Составьте предложение, аналогичное заданному по синтаксической структуре на тему «Наступила весна».
- (Солнце греет и припекает, но ветер еще холодный).
Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у людей накипело.
- Назовите союзы, которые встречаются в предложении.
- (Союзы либо).
- Составьте предложение, аналогичное заданному, но на тему «Книга».
- (Либо моя книга ему не понравилась, либо он уже ее читал раньше).
Вечером пошел сильный дождь и смыл всю дневную пыль с деревьев.
- Назовите особенности этого предложения.
- (Имеются однородные сказуемые, соединенные союзом «и»). Составьте предложение, аналогичное заданному по синтаксической
структуре, на тему «Моя семья».
- (В выходной день мы ходили в зоопарк и видели редких животных).
Фрагмент урока 7
Тема: Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Цель: формировать умение восстанавливать содержание предложений и
располагать слова в нужном порядке. Задание №12
- Вам дан набор слов в нужной форме. Прочитайте их и составьте предложение, знакомое вам по стихотворению.
синем, в, хлещут, море, волны
- (В синем море волны хлыщут).
- А теперь все слова даны в начальной форме :
голубой, белеть, в, одинокий, море, туман, парус
- (Белеет парус одинокий в тумане моря голубом).
- Дано незнакомое деформированное предложение, слова которого стоят в начальной форме. Попытайтесь предложение восстановить.
час, к, Воробьёве, через, деревня, я, подъехал
- (Через час я подъехал к деревне Воробьёве).
Фрагмент урока 8
Тема: Предложение.
Цель: формировать умение находить границы предложения в собственной речи.
Задание №13
- Вам дан текст. Прочитайте его внимательно. Что вы заметили необычного?
- (Текст без заглавных букв и знаков препинания в конце предложений).
высоко в небе кружил большой орел внизу по деревьям прыгали проворные обезьяны вдруг маленькая ловкая обезьянка влезла на высокое дерево камнем упал вниз орел и схватил ее острыми когтями большие
обезьяны набросились на орла наконец орел вырвался и улетел с тех пор он никогда не нападал на дружных и смелых обезьян.
- Ваша задача переписать текст, найти границы предложений, начиная их с заглавной буквы и ставя в конце точку.
Образец выполнения задания.
Высоко в небе кружил большой орел. Внизу по деревьям прыгали проворные обезьяны. Вдруг маленькая ловкая обезьянка влезла на высокое дерево. Камнем упал вниз орел и схватил ее острыми когтями. Большие обезьяны набросились на орла. Наконец орел вырвался и улетел. С тех пор он никогда не нападал на дружных и смелых обезьян.
Задание №14.
-Прочитайте внимательно текст. Какие предложения по интонации вы встретили?
- (Повествовательные и восклицательные).
ранним зимним утром мы отправились в лыжный поход за городом мы повернули с дороги и пошли быстрым шагом как хорошо дышать свежим морозным воздухом скоро мы подошли к крутому склону горы с веселым криком мы покатились под гору потом мы направились вдоль ручья не хотелось возвращаться домой
- Перепишите текст, начиная предложение с заглавной буквы и ставя в конце точку.
Образец выполнения задания.
Ранним зимним утром мы отправились в лыжный поход. За городом мы свернули с дороги и пошли быстрым шагом. Как хорошо дышать свежим морозным воздухом! Скоро мы подошли к крутому склону горы. С веселым криком мы покатились под гору. Потом мы направились вдоль ручья. Не хотелось возвращаться домой.
Фрагмент урока 9
Тема: Предложение.
Цель: формировать умение дополнять, уточнять написанные предложения.
Задание №15
- На доске написано предложение:
Птицы вернулись.
Наша задача задавать вопросы к этому предложению, постепенно его распространяя, и отвечать на них. Какой первый вопрос зададим к этому предложению?
- (Птицы какие).
- Отвечайте на вопрос полным ответом.
- (Перелетные птицы вернулись).
- Какой вопрос можно добавить еще?
- (Откуда вернулись? Перелетные птицы вернулись из теплых стран. Куда вернулись? Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда).
- Также, отвечая на вопросы, распространите следующее предложение. Висят листья.
- (Висят где! На деревьях висят листья. Листья какие! На деревьях висят золотые листья. Еще какие висят листья? На деревьях висят последние золотые листья).
Фрагмент урока 10
Тема: Предложение.
Цель: формировать правильное построение одного предложения из нескольких с помощью добавления союзов.
Задание №16.
- Даны три предложения. Прочитайте их и скажите, какие они, простые или сложные.
Вечером мы приготовили вещевые мешки. Уложили в них аптечку, миски, ложки. Рано утром отправились в путь.
- (Это простое предложение).
- Ваша задача из трех простых предложений составить одно простое с однородными членами.
- (Вечером мы приготовили вещевые мешки и уложили в них аптечку, миски, ложки, а рано утром отправились в путь.)
- Прочитайте следующую группу предложений.
Бежит по стволу дерева маленькая птичка. Своим тонким длинным клювом ловко вытаскивает из трещин насекомых.
- Составьте из этих двух предложений одно простое, используя союзы или другие слова.
- (Бежит по стволу дерева маленькая птичка и своим тонким длинным клювом ловко вытаскивает из трещин насекомых).
Задание №17
- Прочитайте группу предложений, какие они, простые или сложные?
-(Простые).
- Составьте из трех простых предложений одно сложное, используя союзы, запишите его.
Уже давно растаял снег. Зазеленела трава. А на кустах и деревьях развернулись листочки.
Образец выполнения задания.
Уже давно растаял снег и зазеленела трава, а на кустах и деревьях развернулись листочки.
- Прочитайте следующую группу предложений.
В лесу Саша Петров порезал ногу стеклом. Наш санитар смазал рану йодом и перевязал ее.
- Составьте сложное предложение из двух простых с помощью союзов и запишите его.
- (В лесу Саша Петров порезал ногу стеклом, а наш санитар смазал рану йодом и перевязал ее).
Фрагмент урока 11
Тема: Предложение. Имя существительное. Глагол.
Цель: формировать умение построения предложений заданного типа.
Задание №18
- Придумайте предложение с двумя однородными подлежащими на тему «Лес» и запишите его.
- (Дубы и клены сильно раскачивались при порывах ветра).
- Придумайте предложение с двумя однородными сказуемыми на тему «Море» и запишите его.
- (Волны бушевали и с грохотом ударялись о пирс.)
Задание №19
- А теперь придумайте предложение с однородными второстепенными членами на тему «Огород» и запишите его.
- (Дедушка достал из корзины репку, свеклу и огурец.)
- Придумайте предложение с двумя однородными подлежащими и двумя однородными сказуемыми на тему «Птицы зимой» и запишите его.
- (Жаворонки и скворцы бегали по снегу и искали места с кормом).
Фрагмент урока 12
Тема: Предложение.
Цель: формировать умение составления предложений по синтаксической схеме.
Задание №20
- Посмотрите на доску. Что на ней записано?
подлежащее <————————————————————> сказуемое
и I
втор, член втор, член
- (Это схема предложения).
- Посмотрите на схему и скажите, какое должно быть предложение?
- (Предложение должно быть с одной грамматической основой. Один второстепенный член должен относится к подлежащему и два второстепенных члена предложения - к сказуемому).
- Составьте и запишите предложение по данной схеме.
- (Прожорливые скворцы уничтожают вредных гусениц).
что делают?
скворцы —————————————— уничтожают
какие? кого?
прожорливые гусениц
каких? вредных
- Рассмотрите следующую схему.
Сказуемое <————————————————————> подлежащее
втор. член втор. член
- Какое должно быть предложение, составленное по этой схеме?
- (Предложение должно быть простое, то есть с одной грамматической основой. От каждого главного члена предложения должен задаваться вопрос к второстепенному).
- Составьте предложение по данной схеме.
- (С улицы доносилось чириканье воробьев).
что делало?
Доносилось<————————————> чириканье
откуда? что? кого?
с улицы воробьев
Фрагмент урока 13
Тема: Имя существительное. Предложение.
Цель: формировать умение составлять предложения по заданной теме.
Задание № 21.
- Составьте предложение о луне, выглянувшей из-за облаков и осветившей дорогу.
- (Бледная луна выглянула из-за облаков и осветила лесную дорогу).
- Составьте предложение о плывущих по небу облаках, с использованием второстепенных членов предложения.
- (По небу плывут пушистые облака).
- Составьте предложение о ранней весне с использованием однородных членов предложений.
- (Наступила ранняя, шумная и пахучая весна).
Фрагмент урока 14
Тема: Предложение.
Цель: формировать умение составления предложений по сюжетной иллюстрации. Задание №22
- Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено?
- (На иллюстрации изображены мальчик и девочка, которые идут вместе. Мальчик несет портфель девочки.)
- А теперь составьте по этой иллюстрации предложение, в котором используется словосочетание «тяжелый портфель».
- (Саша провожает Лену из школы домой, помогая нести тяжелый портфель с учебниками).
- Рассмотрите следующую иллюстрацию и скажите, что на ней изображено?
- (На иллюстрации изображены маленькие страусята. Они моют посуду и вытирают тарелки полотенцами. Малыши помогают маме на кухне).
- Составьте предложение по данной иллюстрации, в которой используется союз «и».
- (После обеда страусята моют за собой посуду и вытирают тарелки, помогая своей маме.)
- Что изображено на следующей иллюстрации?
- (Котенок и щенок тянут зубами в разные стороны сосиску).
- Составьте предложение по этой иллюстрации с описанием внешнего вида животных, в котором используется словосочетание «между собой».
- (Щенок с коричневыми пятнышками на шерсти и рыжий полосатый котенок не могут поделить между собой сосиску.)
Фрагмент урока 15
Тема: Предложение. Имя существительное. Имя прилагательное. Цель: формировать умение составлять предложения по опорным словосочетаниям.
Задание №23
- На доске написаны словосочетания. Прочитайте их.
Чистое окно; ледяной ветер; проливной дождь; удобное место; сосновый
лес; крутой склон; яровое поле.
- Составьте семь предложений, в каждом из которых должно быть употреблено по одному данному словосочетанию.
Образец выполнения задания
Чистое окно пропускает много света.
Порывы ледяного ветра обжигают лицо.
До станции туристы шли под проливным дождем.
В лесу отдыхающие выбрали удобное место и разожгли костер.
В сосновом лесу было сумрачно и тихо.
Дорога тянулась вверх по крутому склону.
Тропинка вела к яровому полю.
Фрагмент урока 16
Тема: Имя существительное. Предложение.
Цель: формировать умение составления предложений по
фразеологическим единицам.
Задание №24
- На доске записаны словосочетания. Прочитайте их.
- Родиться в рубашке, не в своей тарелке, молоко на губах не обсохло, мороз по коже, на вес золота, на худой конец, мухи не обидит.
- Скажите, в каком смысле употребляются эти словосочетания и почему?
- (Словосочетания употребляются в переносном смысле, потому что нельзя родиться в рубашке; быть в своей тарелке; мороз не может ходить по коже; конец чего-либо не бывает худым и т. д.)
- Составьте семь предложений с каждым из этих словосочетаний, употребленных в переносном смысле.
Образец выполнения задания.
Он родился в рубашке, потому что чудом остался жив.
В гостях я чувствовал себя не в своей тарелке.
Советы даешь, а у самого еще молоко на губах не обсохло.
При мысли возвращаться назад мороз идет по коже.
У нас каждый работник на вес золота.
Сейчас бы холодного квасу выпить или воды на худой конец.
Этот мальчик тихий, мухи не обидит.