Папки-передвижки

Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста

Екатерина Заверехина
Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Русский язык считается одним из самых сложных языков, т. к. его грамматическая система очень трудна для изучения. Также в русском языке достаточно исключений из правил, которые ребенку нужно не только запомнить, но и употреблять их в речи. Нарушение в усвоении грамматического строя речи значительно затрудняет общение ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, служит препятствием для развития устной речи, а в дальнейшем и письменной. При всем этом ребенок имеет затруднение в овладении школьной программой. Отсюда следует что, развитие грамматического строя речи является важным моментом в общем, речевом развитии у детей билингов. Ведь им приходится овладевать двумя языками сразу.

Публикация «Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Не секрет, что язык в сознании большинства его носителей - это, прежде всего, язык слов. В этом плане следует особо отметить, что способность слова существовать в виде закономерных вариантов является одним из наиболее важных его свойств. Поэтому можно сказать, что наиболее ярко вариантность проявляется на лексическом уровне. И прежде чем говорить о влиянии явления билингвизма на грамматику детей детей, необходимо учитывать особенности развития грамматики в онтогенезе.

Грамматические категории представляют особую сложность для усвоения детьми с нарушениями в развитии в силу их обобщенно-отвлеченного характера и несовпадения в разных языках: есть категории универсальные общие для всех или многих языков, и есть специфические, характерные только для данного языка или группы языков. Универсальным явлением можно считать наличие частей речи – существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий, то что существительные изменяются по числам, глаголы по лицам и числам; специфическим для русского языка – категорию рода у существительных, глаголов, прилагательных.

Для выражения грамматических значений в языках используются разные грамматические средства, например, для выражения универсальной грамматической категории числа в русском языке используются окончания: тарелка – тарелки, забор – заборы, окончания с переносом ударения: стена – стены, поле – поля ; в агглютинативных языках это может быть агглютинативный (приклеивающий) аффикс: ат –лошадь, атлар – лошади (тат.) употребление слов-частиц со значением «много» и др. Помимо этого, усложняет овладение категорией числа наличие в русском языке существительных в форме только множественного или только единственного числа, поэтому в русской речи нерусских детей используются слова ботинка, вила, кроссовка, сутка, грабля.

Особую сложность для использования в речи нерусскими детьми представляет категорию рода и падежа русского существительного, прилагательного, глагола, местоимения, что в языковом сознании носителей русского языка отразилось виде высказываний: Видишь доме нет никто, кино был хорошим; а в таких языках как армянский, азербайджанский, татарский, башкирский прилагательные не изменяются по числам и падежам. У детей эти особенности проявляются в ошибках согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными: новый ручка, один строчка, мой мама.

В развитие русской речи важную роль играет глагол, проявляется в виде нарушении согласования существительного с глаголом единственного числа прошедшего времени: девочка упал, пальто висел, мама ходил; особую сложность представляет употребление приставочных глаголов, так как в агглютинативных языках приставки отсутствуют. В русском языке от безприставочного глагола можно образовать в среднем 9,6 приставочных, используя при это 26 приставок, таким образом изучив приставочное словообразование можно сократить объем нагрузки в 9-10 раз. Также особую сложность в русском языке представляет категорию вида: образуют форму настоящего и сложного будущего времени у глаголов совершенного вида: буду скушать, прочитываю рассказ. Развитие формообразования глагола связано с трудностями: форму прошедшего времени путем присоединения суффикса л: росл, несл,; образование глаголов продуктивного класса читать – читаю, образуют другие формы настоящего времени: плакаю, ехаю; во всех глагольных формах сохраняют суффикс –ну-, имеющийся только в неопределенной форме по аналогии с шагнул (читанул, погибнул).

Союзы, предлоги, частицы имеют особую сложность в усвоении функционирования русского языка. В армянском языке предлоги находятся после слова, к которому они относятся.

Предлоги отсутствуют в финно-угорских, тюркских языках вместо этого в них используются агглютинативные аффиксы и послелоги поэтому дети из этих семей обычно употребляют сочетание ненужного и неправильного предлога с падежной формой: пишу с ручкой, иду на кино или сочетание существительного с именительным падежом : ем из тарелка, сижу за стол. Одним из приемов для правильного усвоения употребления можно использовать их сопоставление с образованными от этих предлогов глагольными приставками: докатился до ворот, подкатил под ворота, скатиться с горы. Частицы и междометья не изучаются по программе специальных (коррекционных) учреждениях, однако они имеют большое значение для живой разговорной речи, передавая важные для говорящего семантические, модально-волевые и эмоционально-экспрессивные оттенки, поэтому знание их детьми необходимо для передачи колорита живого русского языка; модально-волевые частицы: бы, ну, дай, давай, пусть, пускай; эмоционально-экспрессивные: ведь, ну и, просто, прямо, что за; выразителями чувств и волеизъявлений и заместителями междометий могут стать слова: беда, браво, была не была и др. Евдокимова[20,21]

Исходя из этого выделим следующие аграмматизмы используемые детьми-билингвами:

1) ошибки употребления существительных, местоимений, прилагательных в роде, числе и падеже (много яблоков, красный платье);

2) ошибки употребления количественных числительных в роде и (вижу два лошади);

3) ошибки согласование глаголов с существительными и местоимениями (машина ехать, мы вышел).

4) ошибки формирования глагола прошедшего времени в роде и числе (самолет прилетела);

5) ошибки в употребление предложно – падежных конструкций (пишу с ручкой, иду на кино).

Двуязычным детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями рекомендуются специальные коррекционно-развивающие занятия.

Для этой категории детей была создана «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком», цель которой обеспечить возможность ранней интеграции иноязычного ребенка в среду русскоговорящих детей с нарушениями речи для систематической коррекции речевого дефекта. При создании этой программы использовались материалы исследований процесса усвоения русского языка казахскими, башкирскими, киргизскими, грузинскими, узбекскими детьми с нарушениями речи. Авторами этих исследований являлись: Э. Г. Касимова, З. К. Габашвили, Р. А. Аязбекова, Н. М. Филимошкина, Л. Р. Муминова. Данная программа построена на общих принципах с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования. Для того чтобы помочь педагогам в реализации данной программы, в ней раскрыто содержание учебного материала по темам, отдельно выделены разделы «Коммуникативные ситуации», «Понимание и употребление лексико-грамматических конструкций», «Коммуникативные навыки», «Виды заданий». 182,183

Характеристика речи ребенка с русским неродным языком

Высокий уровень. Ребенок допускает лексико-грамматические ошибки, но он сам их немедленно исправляет; умеет правильно выбрать необходимые предложно-падежные формы, использует в речи сложные грамматические структуры. Демонстрирует умение правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе, умение изменять глагол в настоящем времени по лицам. Простые по структуре высказывания грамматически правильны. Использует правильное интонационное оформление вопросов и ответов, просьб и восклицаний. Сформирован навык грамматической самокоррекции. Отдельные грамматические ошибки, встречающиеся в речи, не препятствуют общению.

Средний уровень. Лексико-грамматические ошибки в речи ребенка затрудняют диалог, но не разрушают его. Ребенок правильно использует разные формы повелительного наклонения глагола при грамматическом оформлении просьбы, соотносимые с темой и форматом беседы, но только в пределах заученной темы. Наблюдаются регулярные ошибки согласования и управления.

Низкий уровень. Встречается большое количество грамматических и синтаксических ошибок. Отмечается трудность в выборе правильной грамматической формы существительного, прилагательного и глагола. Ошибки повторяются почти в каждом высказывании. Навык грамматической самокоррекции не сформирован. 178,179

Грамматические проблемы у ребенка, находящегося в двуязычной среде, вызваны трудностями анализа грамматических средств обоих языков и механическим переносом грамматической модели одного языка в другой. В логопедической работе по преодолению речевых нарушений в области грамматики у детей, овладевающих русским (неродным) языком, реализуются задачи:

• учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;

• воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи на русском языке ;

• формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;

• учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;

• научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

• учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;

• учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;

• формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;

• учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;

• активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;

• закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;

• добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;

• проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации. 185

Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для активизации навыков употребления новых слов в самостоятельной речи детей, в разных формах диалогического взаимодействия. В процессе труда также предоставляются широкие возможности для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций.

Аналогично естественному речевому онтогенезу на начальном этапе усвоения грамматики неродного языка доминирующим является овладение его словоизменительной системой. В этот период ребенок активно учится использовать различные формы слова для построения коммуникативно-значимой фразы.

Однако полноценная коммуникация невозможна без владения не только словоизменительной, но и словообразовательной системой языка. Овладение словообразовательной системой языка становится ведущей задачей на следующем этапе грамматического развития. Поэтому обучение русскому языку условно можно разделить на два этапа. На первом этапе основное внимание уделяется словоизменительной системе, а на втором более подробно рассматриваются словообразовательные модели изучаемого языка.

Формирование словоизменения у дошкольников проводится с постепенным усложнением заданий форм речи и речевого материала. В процессе коррекционно-логопедической работы на начальном этапе проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.

Так,

3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников билингвистов.

I этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2) отработка беспредложных конструкции единственного числа.

Глаголы: согласование существительного и глагола настоящего времени 3- го лица в числе.

II этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глагол:

1) дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени;

2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

III этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительное:

1) употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Чем лучше ребенок освоил способы словообразования и словоизменения, тем больше он знает способов построения предложения. И именно в предложениях он имеет возможность закреплять, совершенствовать новые словообразовательные и словоизменительные навыки.

Учить русский язык достаточно трудно. Поэтому возрастает роль методических приемов, которые стимулируют активное использование различных грамматических форм уже на самых ранних этапах обучения, потому что именно коммуникативность и практическая направленность позволяет сделать этот процесс привлекательным.

Существует запрос на организацию специального обучения русскому языку, начиная с маленького возраста, и очень важно представлять себе, в какой среде растет малыш, как помочь ему и его родителям, как научить педагогов быть проводниками в мир билингвизма.

Основной формой коррекционно-развивающей работой с детьми является занятие, оно проводиться логопедом 2 раза в неделю, желательно в первой половине дня. В первом периоде обучения проводятся индивидуальные занятия; во втором периоде подгрупповое из 3-5 человек. В третьем периоде обучение проводятся групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек).

Занятия по продолжительности в подготовительной – 30-35 мин. Воспитатель должен способствовать развитию русской разговорной речи и вне логопедических занятий, т. е в повседневной жизни.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНРДидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Север» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Север» Образовательная.

Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Серия конспектов НОД по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Конспекты непосредственно-образовательной деятельность по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением.

ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет «Одежда. Обувь. Головные уборы» ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июня 2017 в 16:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Заверехина (УИ 1001267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД