Получи документы

Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста

Мария Коен
Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. А. Коен

ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида

Фрунзенского района СПб

В настоящее время дошкольное образование - это первая ступень Российской образовательной системы. Дошкольные образовательные учреждения создаются для реализации конкретных целей и выполнения современного образовательного заказа. Исходя из этого, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную, вариативную и конкурентоспособную систему для того, чтобы обеспечить эффективность этого государственного заказа и удовлетворять запросы его главных потребителей. В последнее время на государственном уровне дошкольному образованию всё больше и больше уделяется внимание, вопросы дошкольного образования актуализируются в приоритетных программах, направлениях государственной политики в сфере образования. Об этом свидетельствуют принимаемые за последние годы законы, нормативно - правовые акты различных уровней. Предъявляются новые требования к организации работы педагогов, условиям реализации образовательных программ. В связи с этим, очень важно, планируя работу с ребёнком, с одной стороны учитывать происходящие изменения, связанные с реформированием образования, с другой стороны, как можно больше уделять внимание становлению внутреннего мира ребёнка.

Публикация «Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, система образования призвана обеспечить формирование у детей целостного миропонимания, развития культуры, а также систематического обновления всех аспектов образования. Наиболее доступным и эффективным способом для достижения данной цели является художественная литература, как способ воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Художественная литература - это наиболее доступный и самый эффективный в образовательно - воспитательном отношении вид искусства, который может служить одним из инструментов развития личности. Она всегда признавалась и признаётся одним из самых действенных способов воспитания и образования. Художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Книга даёт возможность домыслить, учит размышлять над новой информацией, развивает творчество, креативность, а как следствие позволяет формировать у юных читателей целостное миропонимание, формировать собственное мировоззрение, уметь адекватно оценивать себя и своё отношение к миру, воспитывает нравственные чувства и оценки, воспитывает эстетическое восприятие.

В настоящее время процесс приобщения детей к художественной литературе в дошкольном возрасте менее изучен, чем в школьном. Однако в педагогике и психологии за историю их существования накоплены важные данные о разных аспектах приобщения дошкольников к художественной литературе (Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, А. В. Запорожец, К. И. Чуковский, Т. И. Алиева, Б. Беттельгейм, Ш. Бюлер, Н. Н. Веракса, З. А. Гриценко, О. М. Дьяченко, Д. Б. Эльконин, О. Л. Кабачек, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, В. А. Левин, Л. С. Славина, И. И. Тихомирова, и др.). Таким образом, в нашей стране накоплен большой научно- методический опыт в данной области.

Проблема литературного развития неоднократно становилась предметом изучения учёных и исследователей гуманитарной области знаний. Вопрос «дошкольник и книга» возник ещё в 80-е годы ХIХ в. Возникли споры, связанные с возможностью называть дошкольника, не читающего самостоятельно книгу - читателем [М. Соболев]. В ХХ веке данная проблема подверглась более глубокому осмыслению: в центре внимания учёных ставились вопросы спецификации восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста [Е. А. Флёрина, О. И. Никифорова, Л. М. Гурович], интерес к чтению [Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Р. И. Жуковская]. Вопросами литературного развития занимались и современные исследователи: Н. Д. Молдавская, Л. Г. Ковалёв, О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе, Л. А. Левин. Исследователи определили литературное развитие, как:

- «процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, как способность ребёнка мыслить словесно- художественными образами, руководствуясь при этом эстетическими критериями» (Н. Д. Молдавская)[1];

- реализация опыта литературных способностей, таких как наблюдательность, творческое воображение (Л. Г. Ковалёв, А. Маслоу);

- процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, Н. Д. Молдавская);

- одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью (В. А. Левин).

Исходя из этого литературное развитие можно определить, как процесс, предполагающий непосредственное чтение художественного произведения, восприятие его ребёнком, получение эмоциональной реакции на него, осознание нравственных переживаний, которые были заложены в тексте, направлен на развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателя, определённому жанру. Заключительной составляющей является отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

К сожалению, в наш век информатизации интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Книга проигрывает неравную схватку с продуктами технического прогресса. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т. п. Всё чаще дети дошкольного возраста предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры [2].

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. По этой причине чтение в XXI веке стало привлекать внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. Актуальность данного вопроса сегодня неоспорима, поэтому 2015 год по указу Владимира Владимировича Путина объявлен Годом литературы.

Чтобы обеспечить эффективность государственного заказа (формирование у детей дошкольного возраста целостного миропонимания, развития культуры, дошкольное образование должно использовать эффективный механизм, способствующий литературному развитию дошкольников, формирующий у детей интерес и потребность в чтении книг. Для реализации поставленной цели был проведён анализ литературного развития детей трёх групп старшего возраста. В ходе констатирующего эксперимента были изучены особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента основными критериями особенностей литературного развития были выделены следующие критерии: наличие читательского интереса, особенности восприятия литературного текста детьми старшего дошкольного возраста, отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности [3]. Для выявления данных по критериям были использованы следующие методики:

1. методика по выявлению читательских интересов Л. М. Гурович.

2. методика, предложенная коллективом кафедры дошкольной педагогики института Детства РГПУ им. А. И. Герцена «Мониторинг в детском саду» - методика освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» [Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие. –СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г. - 592с. ].

Результаты проведённого исследования свидетельствую о низком рейтинге чтения как способа освоения миропонимания и культурно-исторического опыта. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось расположить на ступеньках лесенки-рейтинга картинки с изображением различных видов детской деятельности, предлагается выбрать занятие, которым он любит заниматься в детском саду и дома. Предложенные карточки с изображениями дети располагали на ступеньках лесенки- рейтинга в зависимости от их предпочтений. Средние данные показали, что чтение лишь на седьмом месте (из девяти). Более высокий рейтинг занимают такие виды деятельности как - двигательная (первое, изобразительная (второе, музыкальная (третье, а также далее соответственно: самообслуживание и элементарный труд, познавательно-исследовательская и конструирование. Замыкают рейтинг предпочтений такие виды деятельности как игровая и коммуникативная. Это вполне объяснимо, так как современные аудиовизуальные средства позволяют представить готовый литературный образ, не требуя при этом активного участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при непосредственном слушании текста. Наглядно представленная фабула не требует от детей прослеживания процесса события, описанного в художественной литературе. Отсюда столь низкое рейтинговое место чтения в предпочтениях детей.

Для определения эстетического восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста была проведена диагностика с использованием формы настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагала посещение остановок «Бульвар историй», «Театр» и «Дом художников». До начала исследования детям предлагалось рассмотреть внимательно карту «Литературной страны», обратить внимание на её достопримечательности, попробовать предположить, что скрывается за этими названиями. Далее внимание детей акцентировалось на остановке «Бульвар историй». В ходе индивидуальной беседы с ребёнком выяснялось, насколько ребёнок понимает отличие жанров произведений. Чем отличается сказка от рассказа, есть ли у рассказа автор и пр. Затем детям предлагалось прослушать рассказ В. Осеевой «Просто старушка» для изучения особенностей понимания идеи литературного произведения, выявления особенностей эмоционально- образного восприятия рассказа и изучения жанровых отличий. После чтения проводилась индивидуальная беседа по прослушанному произведению.

Для определения уровня литературного опыта детей в самостоятельной творческой деятельности была использована диагностика в форме настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагала посещение остановок «Театр» и «Дом художников». Взяв за основу диагностические задания и темы индивидуальных бесед двух остановок «Литературной страны» : «Театр» и «Дом художников», был составили перечень вопросов по выявлению отражения литературного опыта детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной творческой деятельности.

По результатам проведённых диагностик уровень литературного развития детей старшего дошкольного возраста составляет :

28,3% детей не могут определить жанр произведения, затрудняется в ответах на вопросы, к описываемому событию равнодушны, не осознают эмоциональной роли слова в произведении. Испытывают затруднения в назывании иллюстраторов детских книг; определяют только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не могут; не выражают желания рисовать по литературным произведениям.

55,8% детей ошибаются в названии жанра по определению, но правильно соотносят текст с жанром рассказа, называют 1-2 отличия рассказа от сказки, не до конца понимают идею рассказа фрагментарно отвечают на вопросы, нейтрально относятся к событию (занимают пассивную позицию, эмоциональную роль слова чувствуют, но объяснить не могут. Называют 1 иллюстратора детских книг; дают общие суждения о необходимости иллюстраций («нужны, чтоб красиво было»); имеют ограниченный опыт рисования по литературным произведениям; выражают фрагментарное желание рисовать по литературным произведениям испытывают затруднения в объяснении своего изображения, дают общую оценку рисунку.

15,8% детей узнают жанр рассказа и аргументировано соотносят текст с жанром, понимают основную идею рассказа, эмоционально относятся к описываемому, понимают эмоциональную роль слова в произведении. Называют 2-3 иллюстраторов детских книг; понимают и аргументировано объясняют значение иллюстраций в книге; имеют значительный опыт рисования по литературным произведениям, выражают активное желание рисовать по литературным произведениям, уверенно объясняют изображение и прогнозируют возможное продолжение работы.

Таким образом, данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, говорят о преобладании среднего (55,8%) уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста.

Особенности данного исследования дают возможность предположить о необходимости в психолого-педагогической помощи родителям и педагогам, т. к. эти два первых и главных социальных института призваны обеспечит преемственность в развитии детей. На сегодняшний день актуальность данной проблемы очевидна. Семья и детский сад связаны между собой. При решении данной проблемы здесь стоит руководствоваться принципом взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принцип параллельности. И тогда будет обеспечена эффективность государственного заказа и удовлетворены запросы его главных потребителей.

1. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М. : Педагогика, 1976. - С. 3

2. Детский сад: теория и практика, №6 2013 - С. 14

3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды. - М. ,1996.- Т. 1.-66с. ]

Публикации по теме:

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Особенности развития детей дошкольного возраста 1. Особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства.

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

План по самообразованию «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель: Шерстнева Ольга Владимировна Образование: высшее Квалификация: высшая квалификационная категория.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по окружающему миру 3-4 года Ребенок от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по речевому развитию 3-4 года Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по сенсорному развитию 3 года. 1. Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу. 2. Ребенок знает название 3-4.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по зрительно-двигательной ориентации 3-4 года 1. Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек). 2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу. 3. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 мая 2017 в 23:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД