Лучший педагог года

Консультация для родителей «Инклюзивная группа комбинированной направленности в ДОУ»

Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для родителей «Инклюзивная группа комбинированной направленности в ДОУ»

Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности) в ДОУ

открыты для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная груп­па комплектуется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Содержание деятельности инклюзивной группы :

Публикация «Консультация для родителей „Инклюзивная группа комбинированной направленности в ДОУ“» размещена в разделах

—осуществление развивающей деятельности (развитие речи и пред­ставлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктив­ной деятельности и т. д.);

—социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;

—реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель- логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог);

—реализация программ творческого развития детей (музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

Основные направления работы педагогического коллектива в инк­люзивной группе :

-диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

-комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составле­ния индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

-планирование образовательного процесса с учетом индивидуаль­ных образовательных потребностей детей группы;

-организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инк­люзивной группы;

-мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Остановимся подробнее на условиях реализации каждого из выде­ленных направлений.

Диагностика индивидуальных особенностей детей

Беседа и анкетирование родителей.

В рамках диагностики используется опросник, который предлагается заполнить родителям. Каждый ребенок оценивается собственными родителями, и эта оценка составляет основу для последующей работы. Сведения, полученные от родителей, используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы — установить контакт с родителями, познако­миться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и опреде­лить основные направления сотрудничества.

Диагностика развития ребенка. Проводится специалистами детско­го сада (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).

Наблюдение за поведением детей в группе. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка с ОВЗ в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ним в разных ситуациях, определяя уровень сформированное навыков самообслуживания, особенности контактов с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, раз­витие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, самостоятельности и активности, сферу интересов др. Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты наблюдений, журнал наблюдений.

Наблюдение ориентировано на оценку следующих показателей:

—особенности развития ребенка в настоящий момент;

—ограничения в функционировании и состоянии здоровья, кото­рые мешают ему развиваться;

—сильные стороны ребенка и его родителей;

потребности ребенка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-коммуникативное, развитие речи, художественно-эстетическое;

запросы семьи: какие проблемы видят в развитии ребенка родите­ли и какие задачи ставят;

—возможности среды, в которой живет ребенок.

Диагностика развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении проводится каждым специалистом комплексно и носит динамический характер. Результаты обследования позволяют опреде­лить программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка. Диагностика проводится в соответствии с гра­фиком работы каждого специалиста.

Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы

Междисциплинарное обсуждение результатов диагностики всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребенка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, облегчает понимание потребностей ребенка и семьи и планирование индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа составляется на осно­ве диагностических данных и рекомендаций специалистов ПМПК; она строится с опорой на понимание причин и механизмов конкрет­ного варианта отклоняющегося развития, сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии. Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образо­вательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных основных образовательных программ, коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специ­алистов.

Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы :

Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отно­шений воспитанников группы с учетом реализации возможностей каж­дого ее участника; это требует достаточно сложных организационных усилий.

В обычном ДОУ для всей группы детей предлагаются единые рас­писание занятий, режим дня, меню. Инклюзивные группы, ориентиро­ванные на интересы и возможности ребенка, но когда требуют другого организационного подхода, эта ситуация изначально решается с опорой на индивидуальный подход.

В расписании инклюзивной группы должны учтены занятия (расписаны помещения, время, специалисты, предусмотренные инди­видуальной образовательной программой ребенка с ОВЗ — как индиви­дуальные, так и групповые, и групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.

Режим дня и недели в инклюзивной группе для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня и все пять дней, кто-то только три или два дня до обеда). Кому-то могут быть противопоказаны определенные формы работы (например, бас­сейн) —для таких детей должны быть предусмотрены другие виды орга­низации их активности. Составление расписания в ДОУ, реализующем инклюзивную практику; представляет собой довольно сложную про­цедуру, которая входит в обязанности старшего воспитателя и требует участия координатора и специалистов, работающих в группе.

При планировании учитывается баланс между спокойными и актив­ными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуаль­ными занятиями, работой в малых и больших группах, структурирован­ным и неструктурированным обучением.

При реализации программ разрабатываются разные формы актив­ности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые зада­ния, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы :

Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи их социального взаимодействия на гуманис­тической основе. Всю жизнь инклюзивной группы пронизывает пози­тивная атмосфера принятия и поддержки. При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласова­ния своих интересов с интересами других.

Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе опи­ рается на решение следующих задач:

-создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основан­ной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

-формирование умения устанавливать и поддерживать отноше­ния с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрос­лыми;

-формирование умения поддерживать друг друга;

-развитие коммуникативных навыков и культуры общения, созда­ние позитивного эмоционального настроя;

-активизация способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

-развитие умений и навыков в игровой, познавательной, исследова­тельской деятельности;

-формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации

-образовательных программ (АООП, ООП - далее ФОП, так и в ходе режимных моментов. Перечислим эти режимные моменты:

—индивидуальные занятия со специалистами;

—активные действия в специально организованной среде (свобод­ная игра в групповом помещении, в специально оборудованных поме­щениях, прогулка);

—совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;

—прием пищи;

—дневной сон;

—фронтальные занятия;

—организация взаимодействия в детско-родительских группах;

—праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функ­циональных способностей ребенка в соответствии с его возможностя­ми. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например, рабо­ту логопеда по развитию речи дополняют работа психолога над установ­лением контакта и работа массажиста над развитием моторной сферы.

Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятель­ность.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательно­го процесса является организация предметно-развивающей среды, стиму­лирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающей разным детям доступ к развитию их возможностей.

Среда планируется и выстраивается совместно с администрацией ДОУ, специа­листами и воспитателями при участии родителей в процессе выявления потребностей, особенностей развития и наблюдения за самостоятель­ными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия; возникающие у ребенка в освоении окружа­ющего мира, они предлагают ему способы, позволяющие преодолеть эти препятствия.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

-среда должна быть безопасной;

-среда должна быть комфортной и уютной;

-среда организуется в каждой группе в соответствии с возрастными закономерностями развития детей и их интересами таким образом, чтобы дать им возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно; „

-развивающая среда группы - вариативна, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игру­шек, материалов, видов деятельности);

-среда - информативная.

Среда постоянно обновляется вслед за изменением интере­сов и образовательных потребностей детей.

Обязательным условием развития дошкольников является взаимо­действие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формирова­нию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги спо­собствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие зада­чи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей решают как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзив­ного процесса больше всего подходит занятие, на котором участники рассаживаются по кругу, играют вместе в особой спокойной, довери­тельной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов, их проведение в одно и то же время (с круга начинается каждый день в детском саду) дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. В кругу дети учатся общаться со сверстниками и со взрослыми, что является основой для дальнейшего развития личности, успешной социализации.

Детско-родительские группы.

Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкаль­ные занятия. Группы ведут специалисты : педагог-психолог, учитель- логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются пози­тивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных спо­собов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодейст­вий и информационная поддержка родителей. Родители включаются в игры, упражнения, песни, которыми наполнено занятие, и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой — сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения с ребенком. После занятия родители могут задать специалис­там вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информаци­онную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии нор­мально развивающихся детей дает возможность детям с ОВЗ следовать за своими сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмо­циональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих меро­приятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми —тогда это будет сюрпризом для детей, создаст положительную атмосферу.

Из всех вышеперечисленных форм складывается жизнь инклюзив­ной группы. При этом должно учитываться соотношение самостоятель­ной активности детей и деятельности, организованной взрослыми.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности «Страна Игралочка»Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности «Страна Игралочка» Цель: Знакомить воспитанников с дворовыми подвижными играми и забавами (народными). Способствовать созданию положительно - эмоционального.

Конспект ООД детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему «Посуда. Её виды» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема : «Посуда.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Конспект занятия по развитию речи средней группе комбинированной направленности "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского" Цель: Закреплять.

Консультация для родителей «Пластилинография» (группа раннего развития)Консультация для родителей «Пластилинография» (группа раннего развития) Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной.

Метод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленностиМетод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. арт.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Положение о группах комбинированной направленности в ДОУ Положение о группах комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного дошкольного.

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленностиПредметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленности Предметно-пространственная развивающая среда - это та область, совершенствованию которой нет предела, которая открывает множество возможностей.

Спортивное развлечение ко Дню защиты детей в средней группе комбинированной направленностиСпортивное развлечение ко Дню защиты детей в средней группе комбинированной направленности Спортивное развлечение ко Дню Защиты детей. Цель: Формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свобода, развитие уважения.

Коллективная работа в комбинированной технике «Вот какой у нас салют!» (первая младшая группа)Коллективная работа в комбинированной технике «Вот какой у нас салют!» (первая младшая группа) 5 мая 2022 мы с моими детками в первой младшей группе провели коллективную работу. Детям была проведена беседа и сказано, что совсем скоро.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Инклюзивная группа комбинированной направленности в ДОУ»
Опубликовано: 29 января 2023 в 16:45
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД