Бартенева Елена
Консультация для родителей «Как держать карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ
Всегда кажется, что обучение раскрашиванию и письму происходит как-то само по себе. Однако, всё-таки бывают дети, которым это "не дано" от рождения и их необходимо учить. Подчеркнем, что для успеха тут, как и везде, требуется систематическая работа хотя бы 3-4 раза в неделю. Поначалу это может быть очень трудно и через уговоры, но со временем навыки ребёнка вырастут, и он начнет всё лучше управляться с карандашом. Когда это случится, для него задание превратится в полезное развивающее развлечение, а для вас - в свободное время.
Публикация «Консультация для родителей „Как держать карандаш“» размещена в разделах
Если вы спросите ребенка, почему он не хочет рисовать или раскрашивать, вы можете услышать тысячу вариантов ответов, но, в конечном итоге, объективных причин немного:
• Тяжело (устают пальчики, потому что не натренированы нужные мышцы руки.
• Не получается (опять-таки из-за отсутствия тренировки).
• Не интересно (потому что не получается).
• Все мы хотим быть самыми умными и красивыми, и совершенно не хотим быть «лузерами», рисующими самые уродливые картинки в мире. Вдвойне обидно быть «лузером» после того, как ты час мучительно старательно - до боли в каждом пальчике - выводил линии, а они все равно кривые. Кто после этого захочет продолжить эти страдания!
Подготовка, которая зависит от родителей :
• Простая самая дешевая шариковая ручка, которая очень жирно пишет (мажется) - мы, взрослые, такие ручки обычно ненавидим, но она требует меньшего нажима (и рука ребенка будет уставать меньше).
• Классные, супер - качественные восковые мелки, не меньше 12 цветов.
• Классные, супер - качественные деревянные карандаши, не меньше 12 цветов.
• Также, вам понадобятся раскраски, которые будут под силу ребёнку.
Для начала для раскрашивания можно использовать изображения, в которых часть рисунка уже раскрашена. От ребёнка требуется всего лишь закрасить маленький кружочек, чтобы получить результат. Со временем сложность заданий увеличивается, но растут и навыки ребёнка!
Результаты будут напрямую зависеть от вложений в канцтовары. Всю эту красоту прячем в надежное место и выдаем только в честь занятий. По окончании занятий надежно убираем обратно. И - нам нужно сразу же договориться с самими собой, что заниматься мы будем ЕЖЕДНЕВНО по 20 минут. Запланируйте себе это время и ежедневно выделяйте при любых обстоятельствах.
КАК ВЫБРАТЬ КАРАНДАШИ
На прилавках магазинов канцтоваров сегодня богатый выбор карандашей разных фирм, количества цветов, формы и мягкости. Продавец посоветует вам, карандаши какого производителя зарекомендовали себя с лучшей стороны. Качественный карандаш выполнен из мягкого дерева, которое легко затачивается, а стержень меньше ломается и при рисовании, и при заточке. Твердость и мягкость обозначается на карандашах российского производства буквами «Т» и «М», а на импортных «Н» и «В» соответственно. Чем младше ребенок, тем меньше цветов ему необходимо для работы, и, наоборот, по мере взросления при раскрашивании он пользуется все более широкой цветовой палитрой. Карандаши бывают цилиндрической формы, треугольной или ребристой формы. В чем разница? Круглый карандаш может выскальзывать из детской ручки, особенно если поначалу от усердия ладошка ребенка потеет. При большом количестве узких граней на пальчиках может оставаться неприятный болезненный след. Если карандаш треугольный, каждый палец ложится четко на свою грань и по-другому держать его просто невозможно. Так же можно использовать специальные держатели для ручек и карандашей, которые выпускаются как для маленьких праворуких детей, так и для деток с ведущей левой рукой. Попробуйте акварельные карандаши. Они отличаются более толстым грифелем и имеют насыщенные цвета.
Основные правила:
1. Лучше всего будет, если кто-то из родителей будет заниматься с ребенком. Таким образом, взрослые могут следить за осанкой малыша, правильным положением бумаги и карандаша в руке крохи.
2. Неважно, как изначально раскрашивают дети. Начинать лучше с простых заданий. Обычно это крупный рисунок, занимающий место на всей страничке. Как только кроха сможет с легкостью выполнять такие задания, можно переходить к более сложным элементам. Это могут быть крупные пейзажи, несколько персонажей на одной иллюстрации, а также картинки по номерам.
3. Старайтесь показывать ребенку на личном примере создание штрихов. Многих родителей интересует вопрос о том, как научить ребенка раскрашивать в контуре. Помимо трафаретов, свой пример является отличной альтернативой. Детям свойственно быстро обучаться. Конечно, первое время у него будет получаться не очень удачно, но не забывайте хвалить малыша, ведь он действительно прилагает максимум усилий и старается.
4. Не ограничивайте ребенка. Некоторые дети не считают нужным действовать согласно установленным правилам. Они могут раскрашивать слоников в зеленый цвет, а зайчиков делать в розовых и фиолетовых оттенках. Ваша задача заключается в том, чтобы ненавязчиво объяснять малышу о существовании природных расцветок животных, деревьев, цветов и т. д.
5. Не забывайте подвести итог в конце каждой работы крохи с раскраской. Можете отметить его успехи и похвалить.
6. Если кроха начинает капризничать и говорить о том, что у него ничего не получается, то спокойно улыбнитесь и объясните, что все приходит с опытом, и в скором времени он сможет нарисовать любой предмет, который захочет.
Правильная осанка – залог красивого почерка.
Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:
1. Спину следует держать ровно.
2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.
Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.
КАК ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ
Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.
Для начала решим, действительно ли это необходимо, научить ребенка правильно держать карандаш? Учителя начальной школы обращают внимание на то, что это важно, потому что при правильной позиции пальцев рука меньше устаёт. Это, абсолютно верно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений.
Правильный захват карандаша выглядит так : карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Карандаш необходимо зажать средним и большим пальцами, придерживая сверху указательным, на 2–3 см выше заточенного края. Аналогично учите правильно держать карандаш в левой руке ребёнка левшу. Поначалу дети очень сильно сжимают карандаш во время рисования, из-за чего рука потеет и быстро устает. Делайте небольшие перерывы на зарядку для рук.
Предлагаем вам небольшой, но любопытный эксперимент:
1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото, и помогите ребенку сделать так же.
3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.
Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно).
Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.
Если опять начнет держать в кулачке, вернитесь назад - только мелки. И порисуйте ими еще пару недель.
Развиваем мелкую моторику.
Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации, пальчиковая гимнастика, рисование (пальчиками, мелками, палочками на песке и т. д.)
Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в Золушку» - смешайте разноцветные крупы и попросите ребенка рассортировать их по разным чашкам. Важно научить его напрягать и расслаблять пальцы, для этого полезны разнообразные пальчиковые игры типа игры «в замок». Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость. Можно играть с бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами. Вырезайте с малышом всевозможные фигурки. Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее. Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани. Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом. Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений). Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.