МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как использовать блоки Дьенеша для развития математических представлений дошкольников»

Екатерина Курманова
Консультация для родителей «Как использовать блоки Дьенеша для развития математических представлений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из важных задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые могут позволить легко осваивать новое. На решения этой задачи должны быть направлены на содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - это актуальная проблем современности. Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легко адаптируются в новых условиях, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень тяжел, и, учитывая возрастные особенности дошкольников, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Публикация «Консультация для родителей „Как использовать блоки Дьенеша для развития математических представлений дошкольников“» размещена в разделах

И конечно, каждый родитель также хочет, чтобы его ребенок был всесторонне и гармонично развит. А ребенок, в свою очередь, хочет постигать что то новое в игровой форме. Учёные и педагоги разных стран (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. К. Крупская, М. Монтессори и др.) рассматривают игру как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Многие развивающие методики объединяют в себе обучение и игру. «Без игры нет, и не может быть полноценного развития ума. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности», - пишет В. А. Сухомлинский, подчёркивая важность игры для всестороннего развития ребёнка.

Мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, весьма ошибочно. Умение правильно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана лишь в некоторых.

Также в дошкольной педагогике существует множество различных методических материалов : методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным и интересным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Отмечая роль игры, в математическом развитии дошкольников, нельзя не сказать о таком виде игры, как дидактическая игра. Как считают большинство педагогов и учёных, именно дидактическая игра является основой развития математических представлений у дошкольников всех возрастов.

Дидактическая игра - это специально созданная игра, которая выполняет определенную дидактическую задачу. Дидактическая задача, как правило, скрыта от ребёнка за игровыми действиями. Большинство дидактических игр строятся по принципу самообучения, в таком случае сама игра направляет ребенка на освоение определенных знаний и умений. Дидактическая игра является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.

Через игру действует и общеизвестная каждому педагогу система Золтана Дьенеша. Известный венгерский математик, психолог и педагог – Золтан Дьенеш задался таким вопросом: «По какой причине многие люди считают математику сложной? Не из детства ли берут начало корни данных сложностей?» Несколько лет Золтан посвящает исследованиям и преподаванию математики детям разных стран и приходит к выводу, что, только задействовав творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться успехов в процессе её изучения. Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучшим способом учиться – является не сидеть за партой, внимательно вслушиваясь в слова педагогов, а свободно играть и развиваться в игре. Непосредственно в процессе игры, дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал свои логические блоки и разработал теорию «новой математики».

Классическим вариантом логических блоков Дьё ныша является набор из 48 различных фигур:

- четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные);

- трех цветов (красные, синие, желтые);

- двух разных видов и размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие).

В наборе нет одинаковых фигур. Каждая из геометрических фигур характеризуется четырьмя основными свойствами – цвет, форма, величина и толщина.

Для детей, начинающих знакомиться с блоками Дьенеша, вполне допустимо упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив толстые или тонкие фигуры. В игре можно оставить только тонкие или только толстые геометрические формы. В таком варианте фигуры имеют отличие лишь по трё м признакам: цвет, форма и величина.

Доказано, что используя данные блоки в играх с детьми можно моделировать важные понятия как математики, так и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Такие логические игры развивают у детей простейшие логические структуры мышления и математические способности. Данные игры оказывают благотворное влияние на овладение детьми основами математики в детском саду и информатики в школе.

Основной целью использования блоков Дьёныша является обучение детей решению логических задач на разбиение по свойствам. Основное умение, которое нужно для решения логических задач - умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, объединять объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков.

Данный набор геометрических фигур – огромное поле для деятельности и развития детей, большое количество игр различной сложности объединяет ребёнка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выделять качества предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр с блоками Дьёныша существует три варианта сложности. Сначала ребенок пытается оперировать одним свойством (например, среди фигур нужно найти только красные, далее дети осваивают два свойства (например, выложить цепочку из фигур, чтобы каждая следующая была такой же по цвету, но другой по форме, в третьем варианте ребёнок осваивает 3 свойства. К набору с блоками Дьенеша всегда прилагается инструкция, которая достаточно подробно ознакомит с методикой Дьенеша. Также существуют различные пособия и альбомы.

1. Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2–3 года)

2. Альбом к блокам Дьенеша «Давайте поиграем»

3. Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)

4. Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5–8 лет.

5. Альбом Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада»(5–8 лет)

6. Альбом Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков» (5–8 лет)

Огромным плюсом данной методики является то, что её можно применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет).

Итак, какова же роль использования логических блоков Дьеныша в математическом развитии дошкольников? Использование в совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста логических блоков Дьенеша однозначно оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей :

1. Блоки Дьенеша знакомят дошкольников с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые ребенку в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у детей умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно 2 или 3 свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают малышам первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи : дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников : восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат дошкольников креативно мыслить.

В настоящее время в магазинах возможно приобрести разные варианты игры с блоками Дьенеша. Желательно для игр с детьми покупать такие наборы, в которые кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих свойств. В наборе также может присутствовать комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика, а это всегда нравится детям.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги «Давайте поиграем» (под редакцией А. А. Столяра. - М., 1991, 1996, а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З. А. Михайловой - СПб, 1996, 2000, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша. Есть еще одно замечательное пособие под названием «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст)» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ автор-составитель Е. Н. Панова – 2007 г. Статьи по данной теме так же можно встретить в научном журнале Молодой ученый.

В заключении, хотелось бы сказать, что Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Публикации по теме:

«Ёжик-Математик». Игра для развития математических представлений«Ёжик-Математик». Игра для развития математических представлений Жил-был в группе Ёжик - пушистая голова, две пары ножек. Ёжик служил Утешителем - малышей успокоителем. Но малыши подрастали, с Ёжиком.

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольниковБлоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Макетирование как средство развития математических представленийМакетирование как средство развития математических представлений Как мы делали макет «Город» Дети группы «Капельки» и педагоги Маркина М. В., Янченко П. П. Цель: Создавать условия: • для творческой и игровой.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как использовать блоки Дьенеша для развития математических представлений дошкольников»
Опубликовано: 14 января 2023 в 12:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как использовать блоки Дьенеша для развития математических представлений дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Курманова (УИ 2588836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД