МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?» (1 фото)

Ирина Гурова
Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?»

Чем больше слов мы имеем в запасе, тем более точно и легко выражаем свои мысли в речи.

Словарный запас каждого человека делится на пассивный (слова, значения которых мы знаем, но не употребляем) и активный (слова, которые мы используем в разговорной речи). Пассивный словарный запас значительно превышает активный.

Наш активный словарный запас весьма подвижен – с одной стороны он постоянно растет, а с другой – потихоньку тает. Специалисты считают, что рост словарного запаса человека происходит всю жизнь со средней скоростью – одно слово в неделю.

Публикация «Консультация для родителей „Как пополнить словарный запас ребёнка?“» размещена в разделах

Ребёнок с недостаточно развитым словарём часто не может самостоятельно построить высказывание, чтобы ответить на вопрос, cформулировать и выразить просьбу, передать содержание событий, картин. Такой ребёнок может испытывать трудности в общении со сверстниками и со взрослыми. В дошкольном возрасте трудности усвоения словаря иногда не замечаются родителями, но при поступлении в школу возникают проблемы различного характера.

В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое. Как помочь ребёнку, чтобы трудности, связанные с недостатком лексической стороны речи, у него не возникли?

Но сначала давайте определим, что должно насторожить родителей, т. е. как определить, есть ли у ребёнка трудности, связанные с усвоением словарного запаса?

Прежде всего, это отсутствие или недостаточное количество слов в активной речи ребёнка.

Обычно первые слова появляются в речи ребёнка к концу первого года жизни (10-12 слов). После этого развитие словаря в норме идёт стремительно. Нужно отметить, что понимание слов значительно опережает активное их употребление. Когда в речи появляется примерно 30-60 слов, формируется первая фраза (1,5 года). К двум годам словарный запас ребёнка может насчитывать примерно 200 – 300 слов. К трём годам он увеличивается до 1000 – 1500 слов, к четырём – до 2000, к пяти – до 3000. И к шести годам словарный запас увеличивается ещё на 1000 – 1200 слов. Конечно, невозможно определить точное количество имеющихся в запасе ребёнка слов, но по некоторым признакам можно догадаться, что их недостаточно.

Так, недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует. Ребёнок может начать использовать в речи слова-паразиты: «ну…», «это», «ну, в общем…», «так сказать», «это самое», что часто тоже свидетельствует о бедности словарного запаса. Ребёнок мучительно подбирает слова при построении высказывания.

О недостаточном словарном запасе также свидетельствует и неточное употребление имеющихся в словаре слов. Так, в речи детей может присутствовать большое количество слов-заменителей. Это значит, что они часто путают слова, обозначающие сходные по внешнему виду или функциональному назначению предметы (рукавицы – «перчатки», сапоги – «ботинки», чашка – «кружка», диван – «кресло», куртка – «пальто» и т. п.). Иногда дети вместо конкретного названия предмета употребляют обобщающее слово (туфли – «обувь», куртка – «одежда», кастрюля – «посуда» и т. д.). То же самое происходит и с глаголами (стирать – «мыть», вязать – «шить»).

При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Конечно же, всё это ограничивает речевые возможности.

Что же нужно делать для того, чтобы словарный запас ребёнка был достаточным по объёму, богатым, точным и выразительным? Как пополнять словарь ребёнка?

Прежде всего, нужно понимать, что количество слов зависит от уровня осведомлённости ребёнка об окружающем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно же, семье. Безусловно, заботливые родители обладают природной интуицией в том, что касается развития речи их малыша, и не нуждается ни в каких специальных указаниях и руководствах, но чтобы речь малыша стала действительно яркой, богатой и выразительной, необходимо помогать малышу обогащать свой словарный запас каждый день.

Самое ценное в этом - Ваше непосредственное систематическое общение с ребенком.

- Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Нужно много рассказывать ребёнку об окружающем, постоянно обращать его внимание на то, что происходит вокруг, сопровождать свои действия и действия, которые приходится наблюдать, речью. Очень ценны наблюдения в природе: за небом, землёй, ветром, деревьями, кустарниками, птицами, животными.

При наблюдении за каким-то объектом желательно дать возможность ребёнку самостоятельно рассмотреть его, прежде чем перейти к рассказу. Часто ребёнку не терпится самому что-то сказать. Например, вы увидели ворону на прогулке. Ребёнок какое-то время наблюдает за ней, при этом

может что-то говорить, подражать карканью или движениям птицы. После того, как ребёнок некоторое время уже понаблюдал за объектом, можно дополнить его впечатления с помощью Вашего рассказа. Но при этом желательно, чтобы он всё ещё смотрел на объект и соотносил услышанное с увиденным.

Ваши фразы при этом должны быть недлинными и информативными: «Ворона большая, чёрная, с серыми боками. У вороны большой клюв и большие лапы. Лапы очень сильные. На

лапах острые когти. Ворона умеет быстро бегать. И крылья у вороны большие и сильные. Крылья помогают ей летать. Ворона

ест жуков, пауков, булку…» Дома затем желательно найти ворону на картинках в книгах. Конечно, ребёнок ещё не раз увидит ворону. Вот тогда у Вас будет возможность спросить у него «Какого цвета ворона? Какие лапы у вороны? «Что у вороны на лапках?» и т. д. При этом Вы можете дополнить ответы ребёнка, но желательно избегать слова «повтори».

Многие родители ограничивают малышей и дома, и на прогулке. Ведь ребёнку нужно и на горку забраться, и на качелях покачаться, и на большой камень наступить, и кота погладить. А дома очень хочется помочь маме на кухне. Но малышу надо давать возможность получить новые впечатления, а всё то, что делает ребёнок, желательно комментировать. Таким образом, речь ребёнка будет обогащаться словами-действиями (глаголами) – качаться, прыгать, забираться, скакать, подметать, мыть, печь, месить (тесто).

- В домашних условиях очень полезно организовывать рассматривание предметов. При этом важно установить назначение предмета: «Машина возит грузы», «В чайнике заваривают чай». Затем назвать ребёнку детали предмета, их качества: «У машины красная кабина, синий кузов, колёса круглые, чёрные…». Важно обратить внимание и на другие

особенности внешнего вида, например, на расположение частей: «Кабина впереди, колёса внизу». «Крышка у чайника сверху, сбоку ручка, внизу дно…». При рассматривании предметов вместе с ребёнком важно сочетать показ с его активными действиями по обследованию (ощупывание предмета, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху).

Закреплению новых слов в пассивном словаре способствуют вопросы, задания, предполагающие ответ действием. Эти вопросы и задания позволяют выяснить, есть ли в словаре нужное слово: «Открой крышку», «Покажи носик», «А где у чайника дно?», «Посади зайку в кабину», «Где у машины колёса?», «Положи кубик в кузов».

Нашей задачей является обеспечить многократное повторение ребёнком нового слова в различных вариантах: вслед за взрослым, в ответ на вопрос, при заучивании стишка, в котором встречается это слово. Например, закреплению новых слов в активном словаре способствуют вопросы, предполагающие ответ словом: «Что это у чайника?», «Как называется. ?»

Хорошо бы найти предмет или явление на картинке в книгах, журналах.

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать при этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Поэтому специалистами предлагается целая система игр и упражнений.

* Закреплению слов в активном словаре способствует игра «Подскажи словечко», которую можно организовать на материале любого стихотворения. Этот приём очень хорошо подходит детям с нарушениями речевого развития. Упражнение развивает чувство ритма и рифмы, помогает выучить стихотворение наизусть:

Наша Таня громко___

Уронила в речку___

Тише, Танечка, не___

Не утонет в речке___

С детьми младшего возраста игру можно проводить со знакомым стихотворением, а детям постарше можно предложить и

новый текст. Пусть ребёнок попробует отгадать пропущенное Вами словечко и вставить его в строку:

Мишка по лесу идёт,

Громко песенки___

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети___

Шёл по лесу шустрый мишка

На него свалилась___

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то___

Портфель я выронил из рук

Такой большой на ветке___

Там, в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь___

Жук упал и встать не может

Ждёт он, кто ему___

Мёд в лесу медведь нашёл

Мало мёду, много___

Спи мышонок, до утра

Дам тебе я___

Я сегодня утром рано

Умывался из-под___

* Пополнению словарного запаса и развитию мышления хорошо помогают игры. Это те игры, которые не связаны со скучными обязанностями или проверкой знаний. Как и любая занимательная игра, они повышают самооценку маленького человека, внушают ему чувство уверенности в себе, дают радость.

Некоторые игры предусматривают использование материала: картинок, игрушек, настольных игр. Очень полезны игры типа «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Одень куклу», «Кубики», «Разрезные картинки», «Четвёртый лишний», «Умная шнуровка», «Подбери по цвету», «Подбери по форме» и многие другие, которые сейчас имеются в продаже в разных вариантах.

Разные настольные игры можно организовать, накопив предметные картинки, вырезанные отовсюду (из конфетных фантиков, старых газет, картонных коробок). Вот далеко не полный перечень игровых упражнений, которые можно провести с использованием этих картинок:

- «Разложи на группы» (упражнение на классификацию);

- «Что лишнее?»;

- «Живое-неживое»;

- «Съедобное-несъедобное»;

- «Отгадай загадку» (слова-признаки, слова-действия);

- «Придумай и загадай загадку».

Есть игры, для проведения которых не потребуется специальный материал. Это так называемые словесные игры и упражнения. Они позволяют активизировать словарный запас ребёнка, а также расширить, уточнить его.

- «Назови одним словом». Взрослый называет несколько предметов, а ребёнок подбирает обобщающее слово, например: огурец, помидор, картошка, лук (овощи); диван, кровать, шкаф, кресло (мебель) и т. д.

- «Я начну, а ты продолжи…». Взрослый называет один или два предмета, относящихся к какой-то группе, а ребёнок подбирает остальные: лошадь, кошка….).

- «Кто больше назовёт?». В этом случае взрослый и ребёнок как бы соревнуются, называя слова из какой-то группы по очереди. Кто заканчивает последний, тот выигрывает. Можно придумать много разнообразных вариантов этой игры, например, «Кто больше назовёт предметов круглой формы?», «Кто больше найдёт здесь (в комнате) красных предметов?»

- «Что лишнее?». Ребёнок находит лишний предмет из названных взрослым:

чашка, стакан, кресло, тарелка,

лиса, собака, волк, медведь,

берёза, клён, осина, сосна и т. д.

- «Отгадай по описанию». Взрослый называет признаки предмета, а ребёнок угадывает его: «Круглое, спелое, румяное, сладкое, сочное, спелое» (яблоко).

- «Загадай загадку». Здесь ребёнок уже сам подбирает слова-признаки, загадывая загадку о предмете. «Круглое, спелое, румяное, ароматное, вкусное, полезное, гладкое, твёрдое – что это?».

- Аналогичны упражнения, в которых ребёнку нужно угадать предмет по названным взрослым словам-действиям (глаголам) к названиям: «Висит, летит, кружится, падает, ложится…» (лист); «Летит, чирикает, скачет, клюёт, дерётся…» (воробей) и т. д.

- Соответственно, аналогично ребёнок может загадывать загадки по словам-действиям («Загадай загадку»): ребёнок называет действия, а взрослый или другой ребёнок угадывает, о чём или о ком они: «Бегает, лает, кусается, сторожит» (собака).

- «Отгадай предмет по названию его частей». Взрослый называет части, а ребёнок угадывает предмет:

Кузов, кабина, колёса, фары, дверцы, руль (грузовик).

Ствол, ветки, кора, сучья, листья, корни (дерево).

Дно, стенки, крышки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Глаза, нос, лоб, рот, брови, щёки (лицо).

Подоконник, рама, стекло (окно).

- «Назови части». Возможны два варианта: по картинке и по представлению. Взрослый называет предмет, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например: кот – туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик –

Дом –

Дерево –

Часы – и т. д.

- «Ассоциации». Взрослый даёт следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое припомнишь (или какое придёт в голову). Слова называются по одному. Вот их примерный перечень:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Сидит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело.

Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему припомнилось именно это слово?»

- «Сравни предметы». Взрослый предлагает ребёнку найти отличия и сходство между двумя похожими предметами.

Примерные пары: кружка – чашка, блюдце – тарелка, яблоко – груша, свитер – кофта, рукавицы – перчатки, самолёт - вертолёт, дерево – куст, стул – кресло, дорога – тропинка и т. д.

- «Объясни, чем отличаются слова» (действия): шить – вязать, мыть – стирать, рисовать – раскрашивать и т. д.

- «Скажи наоборот» или «Подбери слова-неприятели» (антонимы). Сначала можно предложить ребёнку более простой вариант игры – закончить предложение, например:

Слон большой, а комар –

Камень тяжёлый, а пёрышко –

Золушка добрая, а мачеха –

Сахар сладкий, а лук –

Лев смелый, а заяц –

Молоко жидкое, а сметана – и т. д.

Затем можно поиграть с перебрасыванием мяча:

большой – маленький

горячий –

весёлый –

мягкий –

молодой –

больной –

сильный –

добрый –

Аналогично играем со словами-действиями:

надеть – раздеть

спрятать –

открыть –

дать –

налить – и т. д.

- «Придумай слова-приятели» (синонимы). Это задание для детей старшего дошкольного возраста:

печаль – грусть

здание – дом

друг – приятель

солдат – боец

идти – шагать

маленький – крошечный

смелый – храбрый

глядеть – смотреть

торопиться – спешить

- Рисование на тему многозначного слова. Например: ручка – у человека, у сумки, у двери, шариковая. Ножка – у стула, у гриба, у ребёнка.

- «Подбери слова-родственники» (родственные, однокоренные слова). Сад – садик, садочек, садовый, садовник, садовод… Яблоко – яблочко, яблоня, яблоневый, яблочный…

- В старшем дошкольном возрасте понимание ребёнком переносных значений слов, образных выражений, фразеологических оборотов характеризует имеющийся у него словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны. Обсудите с ребёнком, что значат выражения:

золотые руки

железное сердце

светлая голова

острый сыр

горькая правда

шёлковые волосы

длинный язык

короткая память

Важно, чтобы ребёнок не понимал эти выражения в буквальном смысле, то есть, чтобы не считал, например, что сердце действительно сделано из железа, а руки – из золота.

Это далеко не полный перечень всех возможных игр и упражнений, с помощью которых пополняется, уточняется, активизируется словарный запас ребёнка. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут вашего времени, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге на дачу, готовя обед, идя по улице. Главное – вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру.

Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?»

Успехов!

Советуем почитать:

- Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001;

- Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнёва Н. Я. Тесты для детей. Готов ли Ваш ребёнок к школе? – СПб. : «Дельта», 1997;

- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб. : 1999;

- Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб. : «Дельта», 1996.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что может обидеть ребёнка»Консультация для родителей «Что может обидеть ребёнка» Только в семье ребёнок чувствует себя защищённым, у него есть поддержка близких ему людей. Он знает, что родители любят его, принимают таким,.

Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка»Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3-4 лет» Как же радуются родители первым словам малыша, стараются запомнить,.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?»Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?» Важнейшими компонентами развития навыков речи являются понимание смысла слов и запоминание их. Надо стремиться пополнять словарный запас.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «О наказании ребёнка»Консультация для родителей «О наказании ребёнка» Часто молодые родители жалуются, что ребёнок их не слушается. И это становится настоящей проблемой. Как же добиться послушания ребёнка и.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка»Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.

Режим дня ребёнка. Консультация для родителейРежим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 22:37
+342Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 115.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД