Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как сохранить психическое здоровье дошкольника»

Ольга Чекушкина
Консультация для родителей «Как сохранить психическое здоровье дошкольника»

Добрый вечер, уважаемые родители! Наверняка, каждый из вас хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребёнку, неуважение его личности лишают возможности самореализации в будущем.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растёт психологически здоровый человек.

Публикация «Консультация для родителей „Как сохранить психическое здоровье дошкольника“» размещена в разделах

Для сохранения и укрепления психического здоровья детей, психологическая служба нашего Центра развития осуществляет работу по основным направлениям:

консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское.

Консультативная деятельность проводится по мере поступления запросов. В ходе консультаций родителям и педагогам выдаются рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.

Диагностическая деятельность представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, проблем эмоционально-личностного развития дошкольников, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В процессе консультирования диагностика проводится для определения проблемы и ее причин, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

В рамках коррекционно-развивающего направления, проводятся групповые развивающие занятия с детьми подготовительных групп по психологической подготовке к обучению в школе.

Данная деятельность направлена на развитие у воспитанников качеств, необходимых для успешной адаптации в школе

и преодоления трудностей в познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной сферах.

С детьми старших групп, занятия проводятся с целью развития их эмоционально – личностной сферы, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Так же, по итогам стартовой диагностики и запросам родителей с детьми старшего дошкольного возраста проводится подгрупповая коррекционно – развивающая работа.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

-развитие и коррекция познавательных процессов, эмоционального состояния;

-работа с агрессией, страхами;

-развитие коммуникативных навыков.

Просветительская деятельность с родителями и педагогами реализуется в различных формах, таких как:

- выступления на родительских собраниях;

- осуществление работы клуба для родителей будущих первоклассников «На пороге школы», в рамках которого родители имеют возможность поприсутствовать на занятиях, проводимых с детьми в нашем Центре развития и оценить деятельность своего ребёнка в процессе занятия. А так же, возможность получить рекомендации специалистов и повысить свою компетентность в вопросах подготовки детей к школе;

- просветительская деятельность педагога - психолога организуется в форме беседы в процессе индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.

Хочется отметить, что психологическая деятельность многогранна, сложна, требует самоотдачи и больших эмоциональных затрат, но полученный положительный результат несомненно помогает в преодолении этих трудностей. И очень немаловажна роль родителей в работе педагога – психолога по сохранению психического здоровья детей.

Опыт работы с родителями показывает, что одна из частых проблем в дошкольном возрасте – детские страхи. Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других – независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о страхе, а о страхах – поскольку это явления неодинаковые по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства, тревожности в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Признаки детской тревожности многообразны: это и чрезмерная послушаемость, неуверенность, могут быть вспышки агрессивности, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д., рассеянность, капризность, излишнее фантазирование.

С целью выявления тревожных детей в нашем Центре развития было проведено анкетирование педагогов «Детские страхи – психическое здоровье детей». Уровень тревожности определялся по пяти критериям. Результаты обследования детей показали, что из 243детей, по первому критерию

«Ребёнок испытывает постоянное беспокойство» выявлено 20 детей, что составило 8%;

По второму критерию «Ребёнок испытывает трудности при концентрации внимания» 45 детей – 19%;

По критерию «Ребёнок испытывает напряжение мышц (например лица и шеи)» – 5 детей – 2%;

Четвёртый критерий «Ребёнок раздражителен» помог выявить 20 детей, что составило 8%;

По последнему критерию «Ребёнок имеет нарушение сна» выявлен 21 ребёнок – 9%.

Анализ результатов обследования показал, что из 243 детей - у 30% (73 человека) – наблюдается тревожность различной степени.

19% детей - 45 человек имеют лёгкую степень тревожности;

8% - 20 детей среднюю степень;

У 5% детей - 8 человек выявлен высокий уровень тревожности.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Важно помнить, что детскую тревожность порождают:

1. Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребёнку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.

2. Повышенная тревожность самих родителей, стремление всё делать правильно.

3. Противоречивые требования к ребёнку (нет единства в семье, неровное отношение родителей к нему.

4. Стремление сравнивать своего ребёнка с другими детьми, с братьями и сёстрами.

5. Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.

Как же предупредить страх, снизить его остроту, предотвратить появление тревожности у ребёнка?

Могу сказать, что лучшее средство профилактики тревожности и страхов – это взаимопонимание родителей и детей. Оно возможно только в том случае, если взрослые осознают причины происходящих в детях возрастных изменений и в соответствии с ними корректируют своё отношение к детским проблемам.

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!». Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им, выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

И помните, одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Не просто слушать и чувствовать ребёнка, а общаться с ним, потому что, именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача в воспитании ребёнка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

Уважаемые родители! Если у вас возникли вопросы по данной теме, вы можете подойти ко мне на консультацию в индивидуальном порядке. Режим работы с родителями размещён в родительском уголке на центральном входе в детский сад. Буду рада встрече с вами. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Праздник осени в саду»Фотоотчёт «Праздник осени в саду» Добрый вечер,уважаемые коллеги!Наверняка,уже во всех детских садах прошли осенние развлечения. И мы-не исключение!Предлагаю просто отдохнуть.

Пасхальные открыткиПасхальные открытки Добрый вечер, уважаемые коллеги! Вот такими яркими открытками мы с детьми решили поздравить родителей со Светлым праздником Пасхи. У каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как сохранить психическое здоровье дошкольника»
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 15:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД