Ольга Чекушкина
Консультация для родителей «Как сохранить психическое здоровье дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Наверняка, каждый из вас хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребёнку, неуважение его личности лишают возможности самореализации в будущем.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растёт психологически здоровый человек.
Публикация «Консультация для родителей „Как сохранить психическое здоровье дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Для сохранения и укрепления психического здоровья детей, психологическая служба нашего Центра развития осуществляет работу по основным направлениям:
консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское.
Консультативная деятельность проводится по мере поступления запросов. В ходе консультаций родителям и педагогам выдаются рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.
Диагностическая деятельность представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, проблем эмоционально-личностного развития дошкольников, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В процессе консультирования диагностика проводится для определения проблемы и ее причин, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
В рамках коррекционно-развивающего направления, проводятся групповые развивающие занятия с детьми подготовительных групп по психологической подготовке к обучению в школе.
Данная деятельность направлена на развитие у воспитанников качеств, необходимых для успешной адаптации в школе
и преодоления трудностей в познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной сферах.
С детьми старших групп, занятия проводятся с целью развития их эмоционально – личностной сферы, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
Так же, по итогам стартовой диагностики и запросам родителей с детьми старшего дошкольного возраста проводится подгрупповая коррекционно – развивающая работа.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
-развитие и коррекция познавательных процессов, эмоционального состояния;
-работа с агрессией, страхами;
-развитие коммуникативных навыков.
Просветительская деятельность с родителями и педагогами реализуется в различных формах, таких как:
- выступления на родительских собраниях;
- осуществление работы клуба для родителей будущих первоклассников «На пороге школы», в рамках которого родители имеют возможность поприсутствовать на занятиях, проводимых с детьми в нашем Центре развития и оценить деятельность своего ребёнка в процессе занятия. А так же, возможность получить рекомендации специалистов и повысить свою компетентность в вопросах подготовки детей к школе;
- просветительская деятельность педагога - психолога организуется в форме беседы в процессе индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.
Хочется отметить, что психологическая деятельность многогранна, сложна, требует самоотдачи и больших эмоциональных затрат, но полученный положительный результат несомненно помогает в преодолении этих трудностей. И очень немаловажна роль родителей в работе педагога – психолога по сохранению психического здоровья детей.
Опыт работы с родителями показывает, что одна из частых проблем в дошкольном возрасте – детские страхи. Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других – независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о страхе, а о страхах – поскольку это явления неодинаковые по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства, тревожности в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Признаки детской тревожности многообразны: это и чрезмерная послушаемость, неуверенность, могут быть вспышки агрессивности, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д., рассеянность, капризность, излишнее фантазирование.
С целью выявления тревожных детей в нашем Центре развития было проведено анкетирование педагогов «Детские страхи – психическое здоровье детей». Уровень тревожности определялся по пяти критериям. Результаты обследования детей показали, что из 243детей, по первому критерию
«Ребёнок испытывает постоянное беспокойство» выявлено 20 детей, что составило 8%;
По второму критерию «Ребёнок испытывает трудности при концентрации внимания» 45 детей – 19%;
По критерию «Ребёнок испытывает напряжение мышц (например лица и шеи)» – 5 детей – 2%;
Четвёртый критерий «Ребёнок раздражителен» помог выявить 20 детей, что составило 8%;
По последнему критерию «Ребёнок имеет нарушение сна» выявлен 21 ребёнок – 9%.
Анализ результатов обследования показал, что из 243 детей - у 30% (73 человека) – наблюдается тревожность различной степени.
19% детей - 45 человек имеют лёгкую степень тревожности;
8% - 20 детей среднюю степень;
У 5% детей - 8 человек выявлен высокий уровень тревожности.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Важно помнить, что детскую тревожность порождают:
1. Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребёнку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.
2. Повышенная тревожность самих родителей, стремление всё делать правильно.
3. Противоречивые требования к ребёнку (нет единства в семье, неровное отношение родителей к нему.
4. Стремление сравнивать своего ребёнка с другими детьми, с братьями и сёстрами.
5. Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.
Как же предупредить страх, снизить его остроту, предотвратить появление тревожности у ребёнка?
Могу сказать, что лучшее средство профилактики тревожности и страхов – это взаимопонимание родителей и детей. Оно возможно только в том случае, если взрослые осознают причины происходящих в детях возрастных изменений и в соответствии с ними корректируют своё отношение к детским проблемам.
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!». Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им, выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
И помните, одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Не просто слушать и чувствовать ребёнка, а общаться с ним, потому что, именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача в воспитании ребёнка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Уважаемые родители! Если у вас возникли вопросы по данной теме, вы можете подойти ко мне на консультацию в индивидуальном порядке. Режим работы с родителями размещён в родительском уголке на центральном входе в детский сад. Буду рада встрече с вами. Спасибо за внимание.