Татьяна Гапонова
Консультация для родителей «Какой цвет у фантазии?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Какой цвет у фантазии?»
В развитии воображения свою особенную роль выполняет цвет. Советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что взаимодействие воображения человека с действительностью идет, если можно так сказать, по трем линиям.
Публикация «Консультация для родителей „Какой цвет у фантазии?“» размещена в разделах
Во-первых, воображение находится в прямой зависимости от того, насколько богат и разнообразен прежний опыт человека. Ведь этот опыт представляет материал, из которого могут создаваться построения фан-тазии. И чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Понятно, почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, — это объясняется бедностью его опыта.
Воображение, далее, связано с созданиями культуры. Потому-то человек может представить себе предметы и явления, которых он сам никогда не видел, но узнал о них из книг, из произведений искусства. Он может использовать способы построения образов, которые выработаны человечеством за многие века.
И наконец, воображение и реальность связаны посредством эмоций: «Чувства человека не бывают беспредметными, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому чувству. Образы фантазии служат внутренним выражением для наших "чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость — белым, спокойствие — голубым, восстание — красным».
Цвет, конечно, не единственный признак эмоциональной окрашенности образов фантазии. Но все же он очень значим; в зависимости от «окраски» наших чувств одно и то же событие может быть воспринято нами то в светлых, чистых и мягких тонах, то в серых и жестких.
Чувства ребенка обычно не столь богаты оттенками, не столь разнообразны и глубоки, как у взрослого человека. Это объясняется, как уже сказано, бедностью личного опыта, ограниченностью культурного багажа. И вместе с тем во взаимоотношениях детей с окружающей жизнью на эмоции приходится большая, чем у взрослых, нагрузка. Потому- то они выражаются у детей сильно, ярко, непосредственно.
Очень эмоциональны и детские рисунки. Их цветовое богатство поражает. Взрослый живописец становится в тупик, видя, как иной шестилетний малыш соединил на своем рисунке множество необычайно ярких, открытых, как говорят художники, оттенков цвета.
Представление о вещах у взрослых людей складывается в практической деятельности, будь то на производстве или в быту. Форма и конструкция вещи более прямо и более прочно связаны с ее назначением, чем цвет, и потому они для нас важнее. У ребенка — иначе. Он прежде всего учится применять вещи. И потому он стремится освоить все признаки вещей, не раз-деляя их на главные и второстепенные. Цвет вызывает у ребенка радость. Это ему приятно, это он ценит. ( А мы добавим: и правильно делает, потому что радость полезна и является значительнейшей реальной ценностью в жизни людей!
Особый отклик на цвет предмета, особенно на яркие, чистые цвета, заметен у детей еще в младенческом возрасте. Вспомните: они тянутся к ярко окрашенной игрушке, предпочитая ее другим. Позже они охотно берут в руки цветные карандаши. И надо поддержать эту тягу ребенка к цветным, выделяющимся предметам. Это важно для развития способности к восприятию и запоминанию цвета.
Как же она развивается? В возрасте трех четырех лет, когда ребенок переходит от каракулей к изображению реальных людей, вещей и событий, отчетливо видна наиболее важная особенность его отношения к цвету. Одни и те же предметы он рисует разными карандашами. На рисунке могут появиться одинаковые по форме, но разные по цвету елочки : синяя, красная, черная. Или: разноцветные человечки идут гулять, взявшись за руки. Дети не считают обязательным соответствие между цветом в реальности и на рисунке. Цвет как бы отделяется от вещей и явлений. Он привлекает ребенка как признак красоты того, что изображается. Это эстетическое отношение к цвету, видоизменяясь, надолго остается наиболее важным для ребенка.
Первое знакомство с красками — значительное событие в жизни малыша. С как; : :- восторгом рассматривает он каждую краску' Сам вид цветных пятен, появляющихся н: листе бумаги, кажется чудом. Ребенок увлекается, пробуя все цвета подряд, и он замечает, что его рисунок не изображает- ничего. Некоторые взрослые в шутку называют такие рисунки абстрактными. Это определение сюда никак не подходит.
Спросите малыша, что он нарисовал, и вы услышите рассказ о весьма реальных вещах Маленькая Оля отвечает, что изобразила ; радуги — не одну, а много: «Так бывает- после сильного дождя, когда тучи с неба; уходят. Тогда бывает очень красиво». Размещая и соединяя цветовые пятна, девочка: в первую очередь руководствовалась красотой цвета. Возможно, мысль о радугах пришла ей позже, по ходу рисования. Но и такая форма знакомства с краскам: -: оказывается очень полезной.
Конечно, уже одно то, что у малыша всегда есть возможность порисовать, приводит его: к убеждению: взрослые считают это занятие, очень важным. Но карандаши, краски, кисти тоже не безразличны для его духовного: развития.
Ребенок еще мал, поэтому материалы : инструменты надо отбирать так, чтобы ОНИ Облегчали, а не затрудняли рисование. Детям трех-четырех лет подойдет набор цветных карандашей, обязательно мягких. Еще лучше — восковые мелки или масляная пастель. Они легко ложатся на бумагу, позволяют без затруднений создавать крупные цветовые пятна, дают красивые сочетания при наложении одного цвета на другой.
С пяти лет пригодны краски «гуашь». Они удобны во многих отношениях. Цвет краски при нанесении ее на бумагу не изменяется (как у акварели). Густота краски позволяет рисовать одним цветом на другом, уже высохшем, и таким образом дополнять рисунок' новыми красочными подробностями или изменять (перекрывать) цвета, которые покажутся неподходящими.
Для рисования гуашью наиболее удобны жесткие щетинистые кисти: широкая и тонкая. Бумага подойдет любая, даже оберточная. Лучше давать ребенку наряду с белой и тонированную, цветную бумагу. Следует помнить только об одном ограничении — цвет ее не должен быть очень ярким, иначе он будет перебивать цвет красок и рисунок получится бледным, тусклым. На бумаге приглушенных тонов краски ложатся звучными, сочными пятнами; например, серо-голубой тон бумаги хорошо подчеркивает золотые, красные и желтые цвета осенних листьев.
Стремление ребенка узнать названия цветов проявляется довольно рано, но первоначально он может освоить лишь обозначения основных цветов : желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Этого оказывается достаточно, чтобы различать игрушки и пользоваться цветными карандашами при рисовании. Вместе с тем надо учитывать следующее. Если ребенок умеет назвать одним из этих слов цвет какого-то предмета, непосредственно находящегося перед ним, то это еще не значит, что он может точно назвать цвет того же предмета, не видя его перед собой.
Вообще-то дети могут различать между собой значительно более тонкие оттенки цветов, чем это позволяют сделать знакомые ему названия. Ребенок отличает темно-красную ленту от светло-красной и видит, что обе они красные и этим отличаются от синих, желтых, зеленых. Но пока он может проявить эту способность только непосредственно, на предметах. Другой, более высокий уровень развития этой способности наступит, когда ребенок сможет воссоздавать цвет предметов, не видя их перед собой.
Начиная с четырех с половиной — пяти лет ребенок старается, чтобы окраска изображений соответствовала действительному цвету тех предметов, существ, явлений, которые он рисует. При этом передается только основной цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Это связано с реальным жизненным опытом ребенка, который пока еще не очень широк.
Если последовательно увеличивать число различных оттенков цвета предметов, включенных в игру, если помогать усвоить, как они называются, то можно развить у ребенка способность различать очень тонкие оттенки всех цветов.
С группой детей был проведен такой опыт. Вначале они рассказывали, что собираются рисовать, какого цвета будут изображения тех или иных предметов, объясняли, почему выбраны эти яркие или неяркие, светлые или темные цвета. После этого дети получили наборы гуаши, в которых наиболее светлые краски были специально загрязнены до такой степени, что их первичный тон был едва различим. Некоторые дети сразу же заметили непорядок, кое-кто даже выразил неудовольствие. Однако, начав рисовать, они, видимо, забыли об этом. Мальчик, который сказал в начале занятия, что будет рисовать светлый солнечный день с чистым голубым небом и ярким золотым солнцем, нарисовал небо буро-серой краской, а солнце — темной, грязно-зеленой. Его спросили:
-Ты не передумал? Ты рисовал ясный солнечный день с чистым голубым небом?
-Да, — ответил мальчик. — У меня весна, и все яркое.
-А здесь ты что нарисовал?
его, показывая на серые разводы.
-Это небо.
-А какого оно цвета?
-Голубое.
-Посмотри внимательно. Голубой это цвет или нет?
-Я голубой краской делал небо.
-А получился у тебя какой цвет?
-Раз краска голубая, значит, голубой.
Продолжалось это до тех пор, пока ему не назвали цвет неба : «буро-сизое».
-Да, правда, это не голубое, — согласился он и добавил: — У меня другой краски нет. Как я его переделаю?
Подобные объяснения давали почти все дети. Разница состояла лишь в том, что с одними говорили о небе, солнце, цветах, с другими — об одежде людей или окраске животных. И до тех пор пока цвет на рисунке не был назван по-другому (не названием краски, а так, как он получился на самом деле, дети неизменно называли «грязный» цвет по первоначальному цвету краски. Затем все они охотно признавались в ошибке, мотивируя ее невнимательностью или забывчивостью.
Почему это произошло?
Дело в том, что, выбирая для изображения краску, ребенок ориентируется на самый общий признак того или иного цвета. Оттенок значения не имеет.
Такое отношение к цвету складывается у детей к концу дошкольного возраста. Целенаправленное изменение его может произойти позже, в младшем школьном возрасте. Но для этого ребенка надо подготовить определенным образом, и это следует сделать еще до школы.
Имеется в виду освоение детьми культуры цвета. Это освоение идет быстрее и успешнее, когда ребенок получает возможность видеть лучшие образцы искусства. Произведения профессиональных живописцев дошкольнику еще мало -доступны, зато народное искусство может оказаться очень интересным и поучительным.
Народные промыслы дают прекрасные образцы колорита: яркая декоративная раскраска дымковской игрушки, глубокий колорит хохломской росписи, сюжетная и орнаментальная живопись на различных предметах, выразительные цветовые отношения на миниатюрах мастеров Палеха, прекрасные цветные узоры узбекских ковров, орнаменты на одежде народов Севера, Кавказа.
Богатые возможности для развития живописного вкуса дают иллюстрации к детским книгам (хорошо отпечатанные). Среди отечественных художников-иллюстраторов много блестящих и своеобразных, очень тонких колористов: И. Билибин, Е. Чарушин, В. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Т. Мав-рина. Даже не осознавая этого, дети будут ориентироваться на образцы гармонизации цветов и в собственном рисовании краска: спросили и, что еще важнее, при восприятии цвета в окружающем мире.
Литература: МИР ДЕТСТВА, Дошкольник, под редакцией А. Г. Хрипковой.