Ирина Найда
Консультация для воспитателей «Цвет как средство выразительности детского рисунка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Цвет как средство выразительности детского рисунка».
Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Цвет как средство выразительности детского рисунка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Так, обычно для передачи горя, страдания художники используют неяркие, приглушенные или темные, мрачные цвета (В. Г. Перов, «Тройка»; К. Д. Флавицкий, «Княжна Тараканова»; «М. Врубель», «Демон поверженный» и др.). Желтый цвет излучает тепло, веселье; оранжевый также веселый, радостный, добрый цвет. Богат ассоциациями зеленый цвет, кроме того, он создает спокойное, уравновешенное, миролюбивое настроение, а вот синий цвет нередко вызывает ощущение печали и грусти.
Проведенный анализ детских работ показывает :
- дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, снег белый, елка зеленая)
- видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года).
Но, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение к изображаемому.
Психологические исследования свидетельствуют: детей с точки зрения предпочтения цветовых решений можно условно разделить на три группы. Дети первой группы чаще всего используют радостные цвета (красные, желтые, зеленые, оранжевые) и их оттенки. У детей второй группы любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой - синий, серый - голубой, красный – розовый). Дети третьей группы всегда выбирают темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые, синий).
В качестве приоритетных направлений педагогической деятельности можно наметить: развитие у детей чувства цвета, его эстетического восприятия, умения широко использовать как средство выразительности при создании художественного образа, передачи настроения, характера образа, своего отношения к нему.
Для решения этих задач подобрать систему упражнений. Работу проводить с детьми 5-6 лет в течении года в форме занятий по ознакомлению с искусством и обучению рисованию, а также в свободное от занятий время. Необходимо вместе с детьми анализировать различные цвета, составлять их оттенки, смешивать краски для получения новых, добавлять белую краску в другие цвета (разбеливать, соединять краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.
Все занятия необходимо проводить в игровой форме. В течение года нужно учить детей с помощью цвета передавать свои чувства: любовь, радость, отчаяние, гнев. Вначале использовать простые задания – передать ассоциации, возникающие при восприятии происходящего в природе («Огонь», «Ветер», «Цветут маки», «Октябрьские лужи»). Затем – более сложные задания, которые побуждают детей передать внутреннее состояние («Любовь», «Грусть моя», «Мое настроение», «Мой сон»). Примечательно, что довольно часто ассоциации авторов и зрителей, рассматривающих детские работы, совпадают.
Важно помочь детям почувствовать как цвет предмета меняется в зависимости от фона. Если обратить внимание на то, как выглядит красное яблоко на зеленом фоне (яркое, аппетитное, на оранжевом («Яблоко «погасло». – «Почему?» - «Потому что рядом похожие цвета – они сливаются»). Нужно показать детям разные предметы, например синюю чашку, коричневую вазу, зеленый огурец. Рассматривать их на разном фоне, отмечать на каком лучше смотрится, затем предложить нарисовать вазу на сером фоне, на фоне близком к вазе, и на контрастном.
Нужно научить детей рисовать с натуры. «Посмотрите в окно. Видите, какая сегодня прекрасная погода, как ярко светит солнце? Свет падает из окна на предметы, которые вы будете рисовать. Посмотрите, на каждом предмете есть более светлые и более темные места. Почему? Правильно, один и тот же цвет на свету выглядит иначе, чем в тени».
Прежде чем приступить к рисованию натюрмортов, можно рассмотреть репродукции картин К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», И. И. Машкова «Снедь московская. Хлеба», И. Э. Грабаря «Неприбранный стол». Привлекать внимание детей к предметам, предлагать внимательно рассмотреть их, выбрать «натуру», описать ее, потом нарисовать, стараясь цветом передать фактуру вазы, цветка, фруктов…
В течение года провести около десяти занятий по рисованию с натуры. Рисовать яблоки на голубом фоне, подсолнухи в вазе, вазу на фоне разного цвета.
Итак, сначала учить рисовать реальные предметы так, чтобы цветом передать их фактуру, свое отношение к ним, их «настроение»; затем переходить к созданию сказочных, фантастических образов, где цвету, как и прежде, уделяется особое внимание.
Ознакомление с произведениями искусства невозможно без создания особой, эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью живого слова педагога, его диалогов с детьми, музыки, поэтических текстов, игровых ситуаций.
Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий предлагаем рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» : «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Такой увидел осень художник Левитан». Короткий рассказ педагога помогает каждому ребенку глубже воспринять картину и вложить в свою работу (осенний пейзаж) собственные мысли и чувства.
Параллельно с рассматриванием пейзажей нужно организовать наблюдения за природой, обращая внимание детей на цвет природных объектов. Выяснить, что небо бывает разного цвета, это зависит от погоды, времени суток и освещения. Обратить внимание детей на небо и в произведениях живописи: «Что можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, пасмурное, тревожное; радостное, безоблачное, светлое). Какие цвета помогли художнику создать настроение печали? Радости? А что бы изменилось в картине, если бы художники поменяли краски? (Грустная картина стала бы радостной и наоборот).
Так же, как и небо, рассмотреть с детьми траву, землю, снег (как в природе так и в живописи) : «Какого цвета снег?» Первый снег чистый, белый, пушистый; старый – слоистый, слежавшийся; его обдували ветры и подтачивали оттепели. Снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым и даже разноцветным.
Необходимо наблюдать за тем, как природа меняется в разное время уток, в зависимости от погоды. Предлагать нарисовать поляну в солнечный и в непогожий дни. Решить какие краски надо взять для изображения солнечного дня, пасмурного дня?
И затем перейти к рисованию пейзажей по темам: «Золотая осень», «Волшебница зима», «Голубая весна», «Березовая роща в пасмурный (солнечный, туманный) день».
В результате дети научатся соотносить цветовое решение с временем года, погодой, освещением, использовать цвет в качестве средства выразительности, соотносить цветовое решение и задуманное содержание. Дети приобретут и технические навыки: умение смешивать краски и использовать полученные оттенки для создания соответствующего настроения и колорита рисунка.
Следующий блок занятий – «Портрет». Дети знакомятся с жанром портрета, выразительными возможностями цвета при его создании. Знакомство с жанром портрета осуществляется в два этапа. На первом этапе рассматривать произведения изобразительного искусства, на втором, в процессе рисования портрета друга, мамы, сказочных героев (как добрых, так и злых, учить детей использовать цвет для передачи настроения и характера героя и своего отношения к нему.
Предлагая нарисовать портрет друга, педагог может обратиться к детям со словами: «Постарайтесь увидеть и передать черты, которые свойственны именно ему и отличают его от других».
Дети любят рисовать сказочных героев, русских богатырей, красавиц. Но прежде чем приступить к этому этапу, необходимо рассматривать портреты И. Глазунова, В. Васнецова, И. Сурикова, читать народные сказки, былины, беседовать: «Что можно сказать об этих портретах? Какие на них герои?» (Добрые, приветливые, ласковые, веселые, у них красивые костюмы).
На следующем этапе учить воплощать в рисунке образы отрицательных героев, что для детей непривычно. «А как передать свое отношение к Бабе Яге, Кощею Бессмертному? Если вы захотите нарисовать этих героев, какие краски вы возьмете?». Затем предложить нарисовать сказочного героя в хорошем настроении и плохом, веселого и грустного.
Занятия блока «Портрет» можно завершить созданием собирательных образов. Работу начать с рассматривания картины Рембранта «Флора», на которой лето изображено в образе красивой женщины с венком из цветов и ягод на голове. Детям предложить создать аналогичные портреты «Зима», «Весна», «Осень», «Лето».
Убеждена, что художественно-эстетическое развитие, которое органично вплетается в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам большого искусства, имеет решающее значение в развитии личности в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.