Получи документы

Консультация для родителей о кризисе трех лет «Капризы и упрямство: тактика поведения взрослых»

Лариса Буторина
Консультация для родителей о кризисе трех лет «Капризы и упрямство: тактика поведения взрослых»

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство: тактика поведения взрослых»

Предварительная работа: анкетирование родителей; оформление зала шарами с тезисами о воспитании.

Ход:

I. Добрый вечер! Наша сегодняшняя встреча посвящена проблеме детских капризов и упрямств. Мы провели анкетирование, и по его результатам сделали вывод, что тема эта для вас актуальна.

Публикация «Консультация для родителей о кризисе трех лет „Капризы и упрямство: тактика поведения взрослых“» размещена в разделах

Очень многие признают, что ребенок часто бывает капризным, упрямым, не понимает слово «нельзя», плачет, иногда даже дерется. Связывают это и с болезнью, и с усталостью, и с наследственностью, и с отстаиванием своей точки зрения.

Итак, что же важно знать родителям о детских капризах.

Возраст большинства наших детей от 2-х до 3-х лет (есть совсем малыши, и мамам будет интересно, что их ждет в будущем). Кто-то уже перешагнул рубеж в 3 года, кто-то подбирается к нему все ближе…

Этот возраст характеризуется определенным кризисом. Он так и называется в психологии и педагогике «Кризис 3-х лет», или «Я – сам!»

Что такое кризис? На данном этапе – это несовпадение желаний и возможностей. Ребенок требует признания его независимости. Он говорит «Я – сам», «Я – большой», «Я все могу! Вы разве не видите?»

Все хочет сам, а еще не умеет. Его чувства, эмоции еще не подчиняются ни разуму, ни воле в силу его возраста. Отсюда – капризы и упрямство. Но пройдет этот кризис «мягко» или «остро», зависит от близких взрослых. В первую очередь – родителей, бабушек и дедушек. Потому что с другими взрослыми ребенок и не думает конфликтовать.

II. Предлагаю обсудить некоторые проблемные ситуации, которые могут встретиться и в вашей жизни.

А) Обед. Мише предложили борщ, котлету с овощами и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу компот! - заявляет он решительно. – И еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера!» мама терпеливо объясняет, что есть надо все по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот! Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным голосом указывает: «Ешь без разговоров, как положено!» Миша не уступает: «Сначала я буду есть компот. Прямо сейчас. А твою котлету – после!» Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить сына супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!»

Как вы считаете, правильно ли поступила мать мальчика? Что, по-вашему, нужно было сделать?

Предотвратить конфликтную ситуацию можно. Психологи советуют предоставлять ребенку выбор. Так называемый «выбор без выбора», когда в любом случае и тот, и другой вариант вас устраивает. Например, мама перед обедом может спросить: «Ты скушаешь сначала борщ или котлету?» В более старшем возрасте можно будет уже договариваться с ребенком заранее, что он будет есть, объясняя полезность блюд или продуктов.

Б) Истерика. Ситуация в магазине. Девочке не купили игрушку (шоколадку, мяч, велосипед и т. д.). Ребенок в истерике бросается на пол, кричит, бьет руками, ногами и даже головой об пол. Что делать? (родители делятся своим опытом поведения в похожих ситуациях).

Педагог: Вы совершенно верно заметили, что объяснять и доказывать что-то ребенку в таком состоянии бесполезно. Нужно просто взять малыша на руки и забрать домой. Поняв, что своего уже не добиться, он постепенно успокоится.

Чтобы таких неприятных моментов больше не возникало, и если нельзя избежать совместных походов в магазин, можно заранее обговорить с малышом, что вы можете ему купить сегодня: «Можем купить конфету или воздушный шарик. Что больше хочешь?» Малышу будет приятно, что его мнение учитывается, и вы не получите удар по семейному бюджету.

В) Хочу гулять! Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!» Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать снять его с себя. Она «не слышит» уговоров мамы, что пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами…

Как поступила мама?

Казалось, что мама вот-вот потеряет невозмутимость, но она сдерживает себя. Она уходит в комнату, плотно закрывает дверь за собой, а Наташа остается в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мать открывает дверь, крики возобновляются с удвоенной силой. Мама снова в комнате и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на свое возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему же она не берет на руки свою Натусю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на нее внимание? Крики затихают.

Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:

- Теперь уберу пол в прихожей. Там грязно, еще сегодня пыль не убирали.

Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое пальто, которое она надела первый раз! Всё еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:

- А пальто можно выстирать?

Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своими делами.

Наташа снова:

- А его можно выстирать?

- Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно.

Наташа поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая пальто, бежит к маме:

- Сними…

- Вот это правильно. Снимем пальто, вымоем руки, лицо, и будем обедать. Уже пора.

III. Итак, как реагировать на капризы? Главное, понимать своего ребенка: уже «не очень маленький» и требует, чтобы его мнение учитывалось.

Прежде всего, надо различать «одиночные» капризы и «системные», т. е. преднамеренные.

Причины одиночных капризов кроются в:

• его физическом состоянии (жарко, холодно, неудобно одет и т. п.)

• удовлетворении органических потребностей (спать, есть, пить и т. п.)

• переутомлении (театр + гости + новая игрушка = каприз)

Достаточно устранить эти причины, и капризы пройдут. Нельзя допускать, чтобы они перешли в систему.

«Системные» капризы обычно встречаются у избалованных детей и при неправильной позиции взрослого по отношению к ребенку. Это значит, что ребенок понял: каприз – это то, что безотказно действует на маму с папой при выполнении его желаний.

Капризы могут сочетаться с упрямством. Это тоже способ добиваться удовлетворения своих желаний.

VI. Сейчас мы попробуем по внешним проявлениям детского недовольства отличить каприз от упрямства (на мольберте – карточки).

Как вы думаете, как чаще всего проявляется каприз, а как – упрямство? (родители выбирают подходящие, по их мнению, карточки)

Каприз

- сопротивляется любым требованиям

- кричит

- отказ ради «отказа»

Упрямство

- делает по-своему

- молчит, «не слышит» уговоров

- плачет

Если не искать причин капризов и провоцировать далее, то каприз переходит в упрямство или системные капризы.

V. Тактика поведения взрослого при капризах и упрямстве различна. Если при капризах достаточно устранить причину, переключить внимание, предложить другой вариант решения проблемы – ребенок успокаивается. А при упрямстве и преднамеренных капризах нужна целая система мер.

Мы уверены, что вы правильно себя ведете, когда ребенок капризничает: стараетесь его отвлечь, договориться с ним.

VI. А вот что советуют психологи, чтобы избежать конфликтных ситуаций с детьми. Эти советы находятся в «волшебном мешочке», и вы сами их сейчас огласите (по очереди зачитывают совет):

o внимание к детям и самостоятельность

o не идти на поводу, не ломать, а договариваться

o отвлекающий маневр должен быть значимым

o требования должны быть едины, их нельзя завышать

o правильный тон (не просьба, не приказ, а распоряжение)

o мягкость и требовательность

o режим дня должен быть привычкой

o последовательность действий взрослого

o дать понять, что добиваться истерикой бесполезно

VII. Итак, можно сделать вывод, что нельзя игнорировать и «как-нибудь» пережить этот возраст.

Чтобы кризис прошел без осложнений, просто необходимо изменить стиль общения с ребенком. И сегодня у нас появилась надежда, что вместе мы сможем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимание разумной любви.

Если вы хотите подробнее изучить этот вопрос, можете обратиться к следующей литературе:

1) Волков Б. С., Волкова Н. В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М. : Сфера, 2003.

2) Владимирская А. О., Владимирский П. А. Ты плохо себя ведешь (Секреты воспитания детей и родителей). – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2005.

3) Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия. – Ярославль: Академия развития, 2000

Если у вас возникают какие-либо вопросы по проблеме воспитания, мы всегда рады на них ответить. И на память о нашей сегодняшней встрече и в помощь вам мы подготовили памятки.

А теперь нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшней встрече. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей

Как вести себя с маленькими «капризулями»

1. Тон, которым Вы даете свое распоряжение, должен быть твердым и серьезным, а не упрашивающим и, тем более, не грубым и обидным (твердое «нет»)

2. Не нарушайте режим дня, не допускайте переутомления от избытка впечатлений (театр + гости + новая игрушка = каприз)

3. Не предъявляйте требований к возбужденному ребенку. Ребенок ни в коем случае не должен истерикой добиваться желаемого результата.

4. Сочетайте мягкость с требовательностью.

5. Будьте последовательны. Если Вы что-то разрешили вчера, то разрешите это и сегодня, или не разрешайте вообще.

6. Используйте прием «альтернативного выбора» (предлагайте ребенку два варианта на выбор: ты будешь чай или молоко)

7. Советуйтесь с ребенком, спрашивайте его мнение, - покажите, что Вы видите, что он уже не маленький.

8. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

9. На каждое «нельзя» должно быть два «можно».

Как не надо себя вести с маленькими «капризулями»

1. Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.

2. Говорит «да», когда необходимо твердое «нет».

3. Запрещать все без конца, практически не говорить «можно».

4. Входить в дебаты с рассерженным ребенком и шантажировать его.

Список используемой литературы:

1) Метенова Н. М. Родительское собрание в детском саду. – Ярославль, 2000.

2) Волков Б. С., Волкова Н. В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М. : Сфера, 2003.

3) Владимирская А. О., Владимирский П. А. Ты плохо себя ведешь (Секреты воспитания детей и родителей). – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2005.

4) Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия. – Ярославль: Академия развития, 2000

5) Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М. : Сфера, 2005.

6) Практикум для детского психолога/ Широкова Г. А., Жадько Е. Г. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2005.

Публикации по теме:

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: "что должен уметь ребенок 3 лет". Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей» Что необходимо знать? Период упрямства у детей начинается примерно с двух лет. Но есть дети, которые начинают упрямиться даже в первый год.

Консультация для родителей «Упрямство и капризы» Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое.

Консультация для родителей «Наказания. Правила поведения для родителей» Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций. 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому.

Консультация для родителей «Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста» Упрямство и капризы у детей очень частое явление. Иногда встречаются жалобы родителей только на упрямство, иногда – только на капризы, а.

Консультация для родителей «Правило трех минут» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с вами очень важной консультацией "Правило трех минут".

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка»Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей о кризисе трех лет «Капризы и упрямство: тактика поведения взрослых»
Опубликовано: 30 марта 2021 в 21:28
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД