Марина Горинова
Консультация для родителей на тему «Фенологические наблюдения в природе при помощи народного календаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое наблюдение за природой? И чем в нём ценен народный календарь?
Начать отвечать на эти вопросы хочется прежде всего с таких слов: «Познавательное развитие предполагает развитие… любознательности, познавательной мотивации, формировании первичных представлений… об особенностях… природы». (п. 2.6, ФГОС ДО).
Наблюдение — один из методов ознакомления дошкольников с явлениями природы.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Фенологические наблюдения в природе при помощи народного календаря“» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Наука фенология изучает сезонные изменения в природе. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими.
Суть фенологических наблюдений (ФН) состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных изменений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних ФН, ученые составляют фенологические календари (календари природы) с выведением средних сроков наблюдаемых явлений.
Как же это соотносится с народным календарем? Стоит помнить, что также одной из важнейших задач развития личности ребенка-дошкольника является освоение им культурно-исторического опыта народа. Устное народное творчество (УНТ) (пословицы, приметы и т. д.) — ценный выработанный народом взгляд на жизнь, общество и др. — в области природы, сроков и особенностей ее сезонных изменений воплотилось в народном календаре.
Вы спросите - а зачем ребенку (и взрослому) наблюдать природу самостоятельно и с народным календарем?
Поскольку наблюдения за природой являются источником знаний ребёнком природных явлений, возможностью сформировать у него внимательный и логичный взгляд на мир, привычку наблюдать, анализировать увиденное и составлять выводы, видеть красоту в окружающем мире, то занятия ФН с записью сроков наступления и завершения различных явлений растительного и животного мира будут очень полезными для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (более раннее обращение к ФН возможно, но может и вызвать у ребёнка затруднения). А народный календарь может в этом стать важным и интересным помощником :
подсказывать, что же будет дальше во времени,
давать возможность сравнить свои наблюдения с наблюдениями народа и сделать выводы,
рассказывать о тех наблюдениях, которые, возможно, были ребёнком не замечены, но которые для него будут интересны и познавательны.
Как вы думаете, есть какая-то методика/инструкция проведения детьми фенологических наблюдений? Конечно!
Существует методика организации наблюдений за сезонными явлениями в природе. Разработана она Л. П. Молодовой для групп детского сада, но может быть успешна реализована и родителями, и детьми вне дошкольного учреждения.
1. Необходимо выбрать постоянный участок для наблюдений, находящийся в доступном и безопасном для ребенка месте.
2. Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности.
3. Необходимо определить названия деревьев, кустарников и травянистых растений выбранного участка, и по каждому виду вести отдельные записи.
4. Наблюдения необходимо проводить весной ежедневно, летом и осенью 2-3 раза в неделю.
5. Наблюдения за животными, птицами и насекомыми проводятся в полной тишине.
6. Наступление фенологического явления надо соотносить с погодой, состоянием водоемов и почвы.
7. Все записи происходящих в природе явлений делаются в тот же день.
8. Записи помещаются в фенологический уголок или план ФН.
Ниже приведены приметы из народного календаря, загадки, пословицы и поговорки, которые могут быть использованы в практике фенологических наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста. Более полное собрание народных примет по сезонам вы можете найти в Интернете.
Зима.
«Чем крепче зима, тем скорее весна».
«Хоть морозец здоров, да нет комаров».
«Если декабрь морозный, и выпало множество снега, то год будет плодородным».
«Солнце на Татьяну (25 января) — птицы раньше прилетят, а если снег — лето сырое и дождливое».
Весна.
«Весенний лед толст, да прост, осенний лед тонок, да цепок».
«Весной дождь парит, а осенью мочит».
«Частые туманы в марте предвещают дождливое лето».
«Мокрое Благовещение (7 апреля) — грибное лето».
«Старый снег на солнце тает,
ветерок в ветвях играет, когда это бывает?» (Весна).
Лето.
«Летом каждый кустик ночевать пустит».
«Солнце на лето, зима на мороз».
«Пойдет дождь (10 июля в Сеногной, то до самой осени мокро будет».
«Какая погода на Степана (15 августа, такая и на сентябрь».
«Изумрудные луга, в небе — радуга-дуга, солнцем озеро согрето, всех зовет купаться…» (Лето).
Осень.
«По осени и лист реже, и птицы тише».
«Если у березы и липы (8 сентября) листья не опали, жди суровой зимы».
«В октябре семь погод на дворе».
«На Покров (14 октября) до полудня осень, а после зима».
«Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег, льдом сковало воды рек, мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц подскажи?» (Ноябрь).
Так же ценен, как и встарь, для нас народный календарь!
Успехов вам в наблюдениях за природой с помощью народного календаря, дорогие родители и дети!