МААМ-картинки

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

ГАЛИНА ВОБЛАЯ
Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Консультация для родителей

«Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира

Публикация «Консультация для родителей „Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника“» размещена в разделах

– от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится : «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой : русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Прошлое, настоящие и будущие связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа.

Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серыми не интересным. Поэтому на смену старым праздникам приходят исконно русские, народные, которые можно встречать и отмечать не только в детском саду, но и дома.

Большой любовью в народе пользуются следующие праздники : Пасха, Рождество, Новый год, Масленица.

Сразу после Новогодней елки родители могут рассказать детям о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели песни-колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья, богатства. Можно сделать звезду с фонариком и выучить колядку:

Слава дому сему,

Слава дому моему!

Мира, счастья мы желаем

И хозяев восхваляем!

Много лет, здоровья вам!

И большим и малышам!

Следующий большой праздник — масленица. На Руси она начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица».

Масленичным веселым обрядам издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица—рубеж старого и нового года, начало весны.

Желательно познакомить детей с названиями дней масленичной недели, так как каждый из них имеет свое назначение:

Первый день - встреча.

Второй - заигрыш, в этот день все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. С этого дня начинались игрища и потехи. Поездки на лошадях.

Третий - лакомка, с этого дня в деревне начинали кататься на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четвертый - разгуляй, в этот день было больше всего развлечений : устраивались скачки, кулачные бои и борьба. Строили снежные крепости и брали их боем. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятый - тещины вечерки, в этот день зятья угощали своих тещ блинами.

Шестой - золовкины посиделки, в это день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением.

Седьмой - прощенный день, это были проводы масленицы. В этот день сжигали чучело зимы, пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог простит»,- отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Праздник - Троица, он соединяет весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Дома родители тоже могут устроить праздник вместе с детьми поиграть спеть песни о березке, а в завершении устроить домашний кукольный театр.

Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. В них формируются такие качества, как любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям своего края.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к нравственной сути человека : добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укоренённые в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа,

свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями,

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима

какими бы ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.) В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Уважаемые родители! Мы вас призываем побольше рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т. д.

Публикации по теме:

Народные игры-основное средство всестороннего развития дошкольника Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть.

«Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольника». Консультация для педагогов Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения.

Традиционные народные праздники как средство воспитания Сценарий фольклорного осеннего праздника «Испекли мы каравай» для младшего дошкольного возраста. Входят дети и рассаживаются по местам.

Консультация для родителей «Фольклор — средство развития личности ребенка» Консультация для родителей. «Фольклор – средство развития личности ребенка». С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается.

Консультация для родителей «Деятельность как средство социализации личности дошкольника» Консультация на тему: "Деятельность как средство социализации личности дошкольника. " Самостоятельность- одно из ведущих качеств личности,.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность — эффективное средство для всестороннего развития дошкольника» Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной.

Опыт работы: по теме Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника «Программа», рассчитана на возраст 3-4 года БДОУ г Омск,«детский сад 216 общеразвивающего вида» Чуднова Е. И. Художественная деятельность.

Праздники как средство развития речи детей. Процесс речевого развития — основа воспитания и обучения детей. Подготовка и участие детей праздниках предоставляют широкие возможности.

Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции невозможно без гармоничного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»
Опубликовано: 20 марта 2017 в 12:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД