Консультация для родителей «Нервный ребенок»

Марина Бебко
Консультация для родителей «Нервный ребенок»

Нервный ребенок, детская нервозность – понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем, понятия очень неконкретные. Под детской нервозностью порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, и непатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и самые различные нервно-психические заболевания.

Попытаемся конкретизировать это выражение. Под детской нервозностью будем иметь в виду только невротические состояния, или неврозы.

НЕВРОЗЫ – большая группа заболеваний, объединяемых довольно-таки условно. Это различные формы расстройств (неврастения, истерия, психастения, невроз навязчивых состояний, невроз страха).

Одна из главных причин невроза – чрезмерное по силе или длительности напряжение нервной системы, переутомление. Нередко неврозы развиваются на фоне тяжело протекающей инфекции.

Из всех неврозов, развивающихся в детском возрасте, наиболее часто встречаются неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

НЕВРАСТЕНИЯ – болезнь, проявляющаяся главным образом в резкой возбудимости и вместе с тем быстрой нервной истощаемости (недаром эту болезнь обозначают как «раздражительная слабость»). Развитию заболевания способствует истощение нервной системы, наступающее в результате перенесенных инфекции (скарлатина, корь, свинка, коклюш и т. п., ушиба головы, длительного перенапряжения, воздействия внешних психотравмирующих факторов, всякого рода перегрузок на головной мозг.

Другая разновидность невротических состояний – ИСТЕРИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. В поведении детей, страдающих этим неврозом, обращают на себя внимание повышенная возбудимость, частая смена настроения, склонность к чрезмерному фантазированию и вымыслам, резко выраженные симпатия и антипатия. Такие ребята отличаются несдержанностью, бурным проявлением эмоций, взрывчатостью. Они крайне требовательны, все им быстро надоедает. Если взрослые отказываются выполнить то или иное желание ребенка, он упорно настаивает на своем, кричит, падает на пол, бьет ногами.

Дети, страдающие истерией, нередко жалуются на неприятные ощущения в области сердца или других внутренних органов, заявляют, что их сердце «плохо бьется», испытывают страх смерти, просят им немедленно помочь.

В дошкольном возрасте может развиваться и так называемый НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. Навязчивость проявляется в сфере мышления (навязчивые идеи, представления, воспоминания, в эмоциональной сфере (навязчивые страхи, в двигательной (навязчивые действия, поступки). Явления навязчивости крайне многообразны: это либо неотступные мысли о грозящей опасности, боязнь заражения, либо постукивание рукой или ногой, подпрыгивание несколько раз на одном месте, бесконечное мытье рук, повторение каких-либо звуков т. п. Навязчивые действия представляют своего рода защитный акт, с помощью которого ребенок снимает внутреннее напряжение, возникшее в связи с той или иной навязчивой мыслью.

В детском возрасте могут отмечаться также различные проявления упрямства. Нередко оно объясняется неумелой попыткой ребенка продемонстрировать свою волю, показать самостоятельность. Ему кажется, что он теперь может буквально все. Появляется требование «Я сам», причем с соответствующим поведением, внешне выражающимся в непослушании и упрямстве. Дело здесь не просто в совпадении или несовпадении желаний ребенка и взрослого. В данном случае это не имеет значения. Дети отказываются даже от очень желаемого, если выполнение этого желаемого связано с просьбой, исходящей от взрослых. Непослушание и упрямство объясняются влиянием в общем-то несложных психологических механизмов. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Ведь личность ребенка еще слаба, а зависимость от окружения велика. Упрямство – это защита от влияния взрослых, своеобразный способ самоутвердиться. Если это встречает резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, - возникают выраженные реакции протеста, которые могут перейти в открытый бунт, что нередко требует специального педагогического или даже медицинского вмешательства.

Чрезвычайно важную роль в профилактике неврозов играет правильное ВОСПИТАНИЕ. Главное, чего следует избегать взрослым, это излишней требовательности и суровости в отношении с ребенком, стремлением изводить различными, часто совсем необоснованными замечаниями.

Известно, что в тех семьях, где царит ровное, спокойное настроение, где установлены близкие, дружеские отношения, дети развиваются и физически, и психически гораздо лучше. Родителям и воспитателям надо постоянно помнить, что их отношение к детям должно быть всегда ровным и твердым. На ребенка очень плохо влияет любое проявление непоследовательности в действиях старших.

Если вы что-то запрещаете ребенку, объясните ему причину. Тон при этом должен быть спокойным, ни в коем случае недопустимы окрики и оскорбления.

Многие родители ошибочно полагают, что необходимая строгость в воспитании достигается применением наказаний. Уверяем этих родителей, что строгость заключается, отнюдь не в наказании, а в стойкости требований, в твердом, спокойном тоне разговора, в терпении, в отсутствии торопливости. «Особой моей заботой, - писал известный педагог В. А. Сухомлинский, - было то, чтобы детское сердце не огрублялось, не озлоблялось, не делалось холодным, равнодушным и жестким в результате физических способов «воспитания» - ремнем, подзатыльниками, тумаками. Я всегда убеждал родителей, что физическое наказание – это показатель не только слабости, растерянности, бессилия родителей, но и крайнего педагогического бескультурья. Ремень и тумак убивает в детском сердце тонкость и чувствительность, утверждают примитивные инстинкты. Дети воспитанные ремнем, делаются бездушными, бессердечными людьми.

В ребенке необходимо воспитывать спокойствие, выдержку, умение контролировать свои поступки и желания. Приученный вести себя спокойно ребенок находит общий язык с другими детьми и, став взрослым, обнаруживает более сдержанное поведение в условиях, способствующих у других людей развитию невроза.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Леворукий ребенок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК». В семье радость: малыш впервые сам — САМ! — взял погремушку из рук матери и бросил на пол.

Консультация для родителей «Я и мой ребенок» Консультация для родителей «Я и мой ребенок» Цели: В процессе обсуждения подвести родителей к осознанию того, что, обогащая эмоциональный.

Консультация для родителей «Леворукий ребенок» Что такое леворукость? Левша - это ребёнок или взрослый, который пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие-либо действия левой.

Консультация для родителей «Ребенок на даче» ОГОНЬ Открытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, что это знакомство состоится.

Консультация для родителей «Ребенок и книга»Консультация для родителей «Ребенок и книга» «Ребенок и книга» консультация для родителей Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных.

Консультация для родителей «Ребенок и телевизор» Зависимость дошкольника от телевидения и как этого избежать. Дети и телевизор - как много сказано и написано на эту тему. Неизменным остается.

Консультация для родителей «Трудный ребенок» Трудный ребенок. Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике детского сада? Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость.

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок» Наверное, в самую последнюю очередь люди, ожидающие рождения ребенка, думают о том, будет ли их ребенок робким и застенчивым. Обычно нас.

Консультация для родителей «Ребенок и дорога» Консультация для родителей:"Ребенок и дорога" Из года в год увеличивается число автомобилей, число дорожно-транспортных происшествий с участием.

Консультация для родителей «Ваш ребенок и очки» Рекомендации родителям Ваш ребенок и очки Детские глаза – очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Нервный ребенок»
Опубликовано: 29 октября 2015 в 14:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото-отчет о встрече с поэтессой Л. П. Сухоставец
Фотоотчет о встрече с писательницей Л. П. Сухоставец. В нашем д/с есть добрая традиция – встречи с интересными людьми в стенах библиотеки им. А....
План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО ( полностью) : Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка ( Кирилловский...
Квест «От детской мечты — до будущей профессии» (подготовительная к школе группа)
Фотоотчет -Форум «Большая перемена» Образовательный квест «От детской мечты – до будущей профессии»подготовительная к школе группа «Капелька» город Тобольск...
Мастер-класс «Открытка маме» знакомство со скрапбукингом для старших дошкольников
Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из старшей группы....
Проект «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста
Хочу поделиться содержанием проекта "Осенние корзины". Ранее я публиковала сценарий праздника "Корзины Осени", как итог этого проекта. Так выглядит...