Приложение МААМ

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Еловенко Олеся Александровна
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Обогащаем словарь детей»

Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Публикация «Консультация для родителей „Обогащаем словарь детей“» размещена в разделах

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка, но и развивает:

словарный запас;

• фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

• грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т. д.);

• связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Возможно, вы спросите: а зачем нам это? Но ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И, если не преодолеть все трудности, возникшие в детском саду, они будут преследовать ребё нка и в школе:

• не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа;

• не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать;

• не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать;

• не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой;

• и, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

.

1. Обогащение словарного запаса.

Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать из них новые слова.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.

Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько логопедических советов:

• развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т. д. ;

• разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;

• каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;

• чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;

• говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;

• не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут;

• используйте упражнения для развития мелкой моторики.

2. Игры по обогащению словарного запаса.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр, в которые возможно играть не только дома, но и по пути в детский сад, магазин, к бабушке.

Логопед предлагает раздаточный материал.

Имена существительные

• Игра «Кто у кого?»

Назови детенышей животных : у тигра - тигренок; у лисы - лисенок…

• Игра «Большой - маленький»

Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок

• Игра «Мой, моя, моё, мои».

Ребенок берет картинку (предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Это мой шкаф»; «Это мои ботинки»

Обобщающие слова

• Игра «Назови одним словом»

Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т. д. (желательно использовать картинки).

Обогащение словарного запаса за счет глаголов

• Игра «Что летает?». Шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя, одуванчика.

• Игра «Кто плавает?» Утки, гуси, рыба, тюлень…

• Игра «Что плавает?» Лодки, корабли, поплавки, бревна, пароходы…

• Игра «Кто что делает?»

• Использовать картинки (спит, ест, играет, конструирует).

• Игра «Кто больше назовет слов»

Назвать все действия, которые делает собака (кошка, лошадь) (бежит, лает, злиться, ест, лежит, бежит, сидит, грызёт.

• Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит», «Кто мяукает», «Кто лает».

Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочно усвоит названия действий животных, и дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.

Обогащение словаря именами прилагательными

(которые обозначают признаки предметов)

• Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»

• Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…

• Горячий - холодный, светлый - темный, добрый - злой, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый…

• Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон)»

Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…

• Игра «Скажи из какого материала, сделаны предметы»

Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…

Игры на образование притяжательных прилагательных

• Игра «У кого какая голова»

У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….

Для обогащения речи ребенка наречиями

• Игра «Наоборот»

Высоко – низко, далеко – близко, хорошо-плохо, холодно-жарко…

Все эти игры не только значительно обогатят словарный запас ребенка и положат начало развитию наблюдательности, пробудят интерес к языку.

Консультацию подготовила учитель-логопед:

Еловенко Олеся Александровна

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Профориентации детей в ДОО»Консультация для родителей «Профориентации детей в ДОО» «Все работы хороши, выбирай на вкус» Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов,.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
Опубликовано: 16 марта 2020 в 18:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»» (включая файлы) размещена пользователем Еловенко Олеся Александровна (УИ 375677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД