Вероника Киян
Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников фразеологизмами»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольника фразеологического словаря – особая задача в развитии речи ребёнка. Фразеологизмы отражают культуру народа, развивают мыслительную деятельность, позволяют обогатить как активный, так и пассивный словарь дошкольника, делая его речь яркой и образной.
Прежде всего, ошибки употребления фразеологических оборотов связаны с особенностью мышления старшего дошкольника. В шесть-семь лет ведущим типом мышления является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление отличается оперированием абстрактными категориями и установлением различных связей, которые не представлены в наглядной или образной форме. Дети рано заучивают слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними, однако понятия, которые обозначаются этими словами, формируются постепенно.
Публикация «Консультация для родителей „Обогащение словаря старших дошкольников фразеологизмами“» размещена в разделах
«Мама, ты говоришь мне, что мне «хоть кол наконсультация для родителей голове теши!», или, что «всё как об стенку горох!» - как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху»? А где «раки зимуют»? А кому «медведь на ухо наступил»? – эти вопросы часто задают дети взрослым. Фразеологические обороты: это один из самых интересных и увлекательных пластов лексики как русского, так и любого другого языка.
Давайте вспомним одну из пословиц из сборника В. Даля «Пословицы русского народа»: «Красна речь притчею». А ведь и сегодня верно: мы радуемся (как дети, услышав речь не просто правильную, но и образную, позволяющую ощутить игру слова, многозначность.
Фразеологические обороты строятся на «игре» прямого и переносного значения. Дома, в свободное время, советую вам прочитать со своим ребёнком фразеологические обороты.
НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
• Прочитав детское объяснение значения фразеологизма, предложите и вашему ребёнку самостоятельно призадуматься над ним; возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное.
• Прочитайте объяснение значения фразеологизма и стишок вместе с ребёнком, но не заставляйте его что-нибудь заучивать!
• Не ограничивайтесь теми играми и упражнениями, которые предлагаются вашему вниманию, придумайте вместе с ребёнком свои.
• Помните, что дети любят повторять то, что им нравится; поэтому если ребёнок что-то просит прочитать ещё раз, не отказывайте ему.
А может быть и вы взрослые, найдёте для себя что-нибудь новенькое?
«Бежать, высунув язык»
Значение.
Изначально, так говорилось о собаках, высовывающих язык во время бега.
«Бежать, высунув язык»[/i] - это значит бежать очень быстро, с большим напряжением и усилием.
Бежали, высунув язык,
Из леса два мальчишки –
Ведь побывали шалуныкомп
В малиннике у мишки.
Говорят дети
«Бежать, высунув язык» - это, наверное про животных говорится, собаки всегда, когда бегут, - языки высовывают. А если люди бегут, высунув язык – значит они очень устали и запыхались.
«Медведь на ухо наступил»
Значение.
Медведь – очень крупный зверь, и вряд ли посчастливится тому, кому он наступит на ухо.
«Медведь на ухо наступил» - это значит, кто-то совершенно лишён музыкального слуха, не умеет петь, или поёт громко, но фальшиво.
Как люблю я петь!
Только нету слуха –
Говорят: «Медведь
Наступил на ухо»!
«Считать ворон»
Значение
Народ сложил много пословиц и поговорок о вороне: «Вороне соколом не бывать», «Пуганая ворона и куста боится». Пренебрежительное отношение к вороне отразилось и в переносном значении этого слова: «вороной» называют разиню, нерасторопного человека.
«Считать ворон» - значить бездельничать, без цели глядеть по сторонам, ротозейничать.
Однажды поутру Мирон
Пошёл гулять. Считал ворон.
А у него две мышки
Стащили мяч и книжки.
«Клевать носом»
Значение
Клонить голову, очень хочется спать. Выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении.
Вышла на небо луна,
Ночь за окнами темна,
Стали носом все клевать…
Не пора ли засыпать?.