Марина Цепцура
Консультация для родителей «Обучение связной речи детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Обучение связной речи детей 5-6 лет"
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и взрослыми, в их обучении и воспитании. В соответствии с Программой обучения и воспитания в детском саду дети старшей группы детского сада (5-6 лет) при нормальном речевом развитии должны уметь, следующее:
Публикация «Консультация для родителей „Обучение связной речи детей 5–6 лет“» размещена в разделах
-употреблять сложные предложения разных видов;
-при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
-самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по серии картинок;
-без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
-подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением;
-употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
Вместе с тем у многих детей этого возраста отмечается специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность проявляется как в диалогах, так и в монологах дошкольников. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. По наблюдениям Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, в речи детей 5-6 лет наиболее часто встречаются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Л. И. Ефименковой, Н. А. Чевелевой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
Мы используем на своих занятиях наглядно-дидактические пособия "Развиваем связную речь у детей 5 лет". В данном пособии к любой из 12 сюжетных картинок прилагаются тексты, вопросы и картиннографические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.
В картинно-графических схемах используются обозначения глаголов, имен прилагательных, предлогов. Мы просим детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, помня, что каждому слову соответствует определенный символ.