Елена Павличенко
Консультация для родителей «Особенности развития речи дошкольников»
Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.
К. И. Чуковский.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь – это процесс общения. Речь является одним из показателей развития ребенка.
Дети индивидуальны и неповторимы, но все они проходят через возрастные периоды, характеризующиеся определенными двигательными навыками, особенностями эмоционального, интеллектуального и речевого развития.
Научно доказано прямое влияние уровня развития речи на формирование интеллекта, особенно у детей старше 3-х лет. И для полноценного развития интеллекта необходим должный речевой уровень ребенка.
Речь формируется из различных компонентов, при нарушении любого из которых могут возникнуть сложности, как в коммуникативной, так и в интеллектуальной сфере.
К основным составляющим речевого развития, на которые должно быть направлено внимание любого родителя, можно отнести: звукопроизношение, слоговую структуру слова, строение и функции артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи и уровень связной речи в целом.
Очень важным критерием речевого развития дошкольников является состояние связной речи ребенка, которая имеет диалогическую или монологическую форму. Дети старше 4, 5 лет уже могут выполнять задания по составлению различных рассказов: составление описательного рассказа по памяти, с опорой на объект или по картинке, составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок.
Не стоит забывать, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Предлагаю этапы становления звуков:
1. От рождения до 1 года гласные звуки: а, о, у, и; некоторые согласные (м, п, б, к, г)
2. От года до 2 лет усваивает звуки: н, нь, т, ть, д, дь, ф, фь, г, гь, х, хь, сь, ц, ль, й
3. От 2 до 3 лет ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш, различает твёрдые и мягкие согласные (т-ть, н-нь, с-сь и т. д.)
4. От 3 до 4 лет правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц; может наблюдаться смешение шипящих и свистящих звуков (шапка – "сапка", зонтик – "жонтик").
5. 5 лет правильно произносит звуки л, р, рь; становление правильного звукопроизношения завершается
Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.
Дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности.