Вера Ткачёва
Консультация для родителей по конструированию для развития речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструирование – как средство преодоления речевых нарушений у
детей с ОНР».
Подготовила: учитель-логопед
Ткачёва В. Н
Речь на кончиках пальцев «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей по конструированию для развития речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Уважаемые родители!
Выявлена следующая закономерность: если развитие движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
К сожалению, в настоящее время, все больше встречается детей дошкольного возраста с проблемами речи и нарушением мелкой моторики рук.
Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи разнообразна.
Используется множество речевых, логопедических, дидактических, развивающих игр и упражнений, помогающие ребёнку овладеть навыками связной речи.
Сегодня мы поговорим об одном из видов продуктивной деятельности, которое способствует развитию речи и развитию мелкой моторики - конструирование.
Конструирование – это вид продуктивной деятельности дошкольника, который предполагает построение предметов из разного материала.
Включение в логопедические занятия элементов конструирования, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, значит, и на развитие речи. Поэтому применение конструирования, ориентированного на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Работа по развитию речи с применением, различных видов технического конструирования, такие как конструкторы «Лего», деревянные конструкторы, крупный и мелкий строительный материал, кнопочные конструкторы и т. д. Делает коррекционный логопедический процесс более результативным.
Существует несколько форм конструирования.
• Конструирование по образцу. Постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления.
• Конструирование по модели. В качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка.
• Конструирование по условиям. Без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям.
• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
• Конструирование по замыслу. В ходе этого процесса дети имеют возможность проявить самостоятельность.
• Конструирование по теме. На основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал и способ выполнения.
Уважаемые родители, предлагаю Вам подборку игр и игровых упражнений с разными видами конструктора
Игры на обогащение словарного запаса
Игры направлены на обогащение, расширение и активизацию словарного запаса детей.
• «Цветные ассоциации»
Цель: развитие логического мышления, обогащение словаря.
Ребенку предлагается лего-деталь определенного цвета. Ребенок должен назвать цвет детали и перечислить, что ещё бывает такого же цвета.
• «Волшебный мешочек»
Цель: обогащение словаря признаков, развитие тактильных ощущений.
Ребенку предлагается, не глядя в мешок, нащупать предмет, описать – какой он на ощупь, затем вынуть его – назвать цвет и сказать, что бывает такого же цвета, формы, и т. д.
• «Наоборот»
Цель: развитие мышления, обогащение словаря антонимов.
Создать постройку только противоположную по смыслу (длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая башня).
• «Кто больше назовет»
Цель: развитие памяти, обогащение словаря.
Ход игры. Соревнование – кто больше назовёт и построит заданных предметов (мебель, транспорт и т. д.).
• «Волшебный мешочек»
Цель игры: развитие тактильных ощущений, словарного запаса, восприятия.
Ход игры: ребенку предлагается нащупать предмет, описать его, затем достать, назвать цвет,форму и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи
Игры направлены на формирование умения правильного употребления слов в словосочетаниях и предложениях, согласования в роде, числе и падеже, употребления предлогов.
• «Где кошка?»
Наглядный материал: постройки из лего (домик, кровать, машина, игрушечная кошка.
Ход игры: Взрослый передвигает кошку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за машину. Ребёнок объясняет, где находится кошка.
• «Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых
распространенных предложений.
Ход: ребенок рассматривает поделку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
• «Построй цепочку»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы по любой лексической теме (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает и соединяет лего-детали в цепочку.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая…
Туфли (какие) – осенние, красивые…
Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая) - белая, праздничная….
Шуба (какая) - меховая, теплая…
• «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Ход игры: взрослый произносит фразу и кладет лего-кубик на стол. Ребенок ставит сверху 2-й лего-кубик и изменяет фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
Игры на развитие связной речи
• «Собери и расскажи»
Цель: развитие навыков описательного рассказа.
Ребёнку предлагается собрать предмет по схеме и составить о нем небольшой рассказ.
• «Продолжи рассказ»
Цель: развитие связной речи.
Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ о собранной модели, например, о вертолете. «Сейчас я предлагаю вам составить рассказ про вертолет. Я начну, а ты продолжишь…
«К нам прилетел вертолет».
Ребёнок продолжает рассказ.
• «Лесенка предложений»
Цель: составление предложений с соответствующим количеством слов.
Ход игры: на панно сюжетная картинка. На доске выложена лесенка, на верхней ступеньке которой два деления, на следующей – три деления и т. д., на последней – пять делений. Взрослый предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.
Кошка сидит.
Кошка сидит на диване.
Кошка Мурка сидит на диване.
Кошка Мурка сидит на деревянном диване.
Кошка Мурка сидит на красивом деревянном диване.
• «Опиши деталь»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.
Ход игры: перед ребенком находится несколько деталей конструктора. Взрослый показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа).
Игры на развитие звуковой стороны речи
Игры способствуют развитию фонематического слуха, уточняют и закрепляют произношение звуков родного языка. Вырабатывают четкое произнесение слов, предложений.
• «Звуковая дорожка»
Цель: развитие навыков звукового анализа у дошкольников.
Ребёнку предлагается выложить звуковую дорожку слова. Синий кубик обозначает твердый согласный звук, красный – гласный, зеленый - мягкий согласный.
• «Раздели слово»
Цель: развитие навыков слогового анализа слов.
Ребенку предлагается разделить слово на слоги, и выложить с помощью кубиков количество слогов в слове.
• «Внимательное ушко»
Цель: развитие фонематического слуха.
Взрослый называет слово. Ребенку предлагается определить позицию определенного звука в слове (например, «Р», и разместить деталь на схеме (начало слова, середина, конец слова).
• «Сколько слов в предложении?»
Цель игры: формирование навыков анализа предложения, развитие связной речи.
Ход игры: «Придумай предложение, сосчитай, сколько в нем слов и выложи количество слов с помощью деталей».
Источник: https://vasilevka-sch.cuso-edu.ru/images/material-images/file/2023/10/Konsyltacija%20dlja%20roditelej%20Konstryirovanije%20I%20razvitije%20rechi%20detej%20.PDF
Желаю успехов!