Язева Анастасия Сергеевна
Консультация для родителей, раскрывающая основные моменты кризиса трёх лет у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трёх лет и как его преодолеть.
К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится капризным, упрямым, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности некоторого раздражения.
Многие не знают, что в этот период происходит очень важный для ребё нка психический процесс: это первое яркое выражения собственного «Я», это его попытка самостоятельно отдалится от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Публикация «Консультация для родителей, раскрывающая основные моменты кризиса трёх лет у детей» размещена в разделах
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, т. е. кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь среди взрослых и сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
Внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося в душе негативные качества? Здесь важны следующие знания:
- упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества;
- капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»;
- эгоизм – в здоровом виде чувство самости, собственное достоинство;
- агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты;
- замкнутость- неадекватная форма проявления здоровой осторожности, т. е. необходимых для выживания в обществе качеств.
Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
- период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам; случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная;
- пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни;
- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
- девочки капризничают чаще, чем мальчики;
- в кризисный период приступы кпризности и упрямства случаются по 5 раз в день, у некоторых – до 19 раз;
- если дети по достижении 4 лет всё ещё продолжают упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат поддавшихся родителей нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители?
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно, т. к. ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
Будьте настойчивы, если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ протекает в общественном месте. Возьмите за руку и уведите ребёнка.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних, ребёнку только этого и надо.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!», «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие манёвры заинтригуют капризулю и он успокоится.
Искусству - ладить с ребёнком - необходимо учиться, а здесь вам помогут фантазия, юмор и игры.