Татьяна Павловна Белоусова
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу».
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из обязательных условий грамотного письма - это развитие фонематического слуха. Умение различать звуки речи, правильно обозначать их буквами на письме, лежит в основе правописания. Оптимальный возраст для развития данного умения - это 5-6 лет. Бывает, что ребенок овладевает данными навыками и чуть ранее. Если же к 6 годам большинство упражнений у ребенка вызывают затруднения, то необходимо прибегнуть к помощи логопеда. Конечно же, и сами родители не должны оставаться в стороне. Ниже предлагаю вашему вниманию несколько обязательных, на мой взгляд, упражнений для развития фонематического слуха.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу“,» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Упражнения:
1. Назови первый звук в слове дом
2. Назови последний звук в слове кот
3. Есть ли в слове Паша звук Ш?
4. Где находится звук Г в слове голуби: в начале, середине или конце слова?
5. Придумай слово, начинающееся на звук Ч.
6. Придумай слово со звуком Л в начале (середине, конце) слова.
7. Сосчитай, сколько звуков в слове кино?
8. Определи, какой по счету звук С в слове лиса. (Ребенок определяет порядковый номер звука. Какой звук первый? Второй? Третий? Четвёртый?)
9. Какой звук первый в слове Снегурочка? Дай характеристику звука С. Звук [с’] – согласный, глухой, твердый.
10. Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий: пень. (Взрослый задает характеристику звука, ребенок придумывает слово).
11. Выложи звуковую схему слова руки. А именно: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12. Придумай слово к данной схеме.
Слова для работы лучше брать одно -, двусложные, типа: дом, коты и т. д. Позднее, когда ребенок освоит основы звукового анализа таких слов, можно усложнять слова и брать трех- и четырехсложные слова.
Примерный список слов, с которых можно начинать обучать звуковому анализу: кот, дом, сыр, носки, стол, стул, зубы, лист, сено, пена, ива, игра, кошка, весна, лето, зима, осень, и т. д.
Важно:
• Не берите для анализа слова, начинающиеся на йотированные гласные, а именно: Я, Е, Ё, Ю. Например: яма, ёжик.
• Не берите для анализа слова, где йотированные гласные (Я Е Ё Ю) стоят после простых гласных (А О У Э Ы). Например: маяк, поёт.
• Не берите для анализа слова, где йотированные гласные стоят после Ъ и Ь. Например: семья, платье, объём.