Марина Бутакова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Известный педагог
Василий Александрович Сухомлинский
Справедливо утверждал:
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев».
Что же такое мелкая моторика?
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких
мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.
к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему
же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в
головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения
пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы
активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти
навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать,
писать, одеваться и подготовить руку к письму.
Развитие мелкой моторики – залог успешного развития интеллекта
ребёнка.
Сначала ребенок рассматривает свои ручки, а потом учится управлять
ими. Сначала малыш берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя
пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать
правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную
особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью,
вниманием, зрением и нервной системой.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие
мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
Пальчиковые игры
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по
одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик
по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью
другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет»,
круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая
его влево-вправо.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало
горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные
пальцы по очереди (с указательного по мизинец)
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!
8. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
«Га-га-га, га-га-га!
Очень вкусная трава!»
9. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные
движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают»,
«бегут»).
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке.
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(сжимаем и разжимаем кулаки)
Игры с сыпучими материалами:
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и
изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает
горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя
руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим
и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые
четверостишия, например:
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ.
3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем
горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом
берет следующую горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть.
Можно делать это одной или двумя руками.
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем
рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится
яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько
хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь
предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку
и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.
Игры с бусинами, макаронами, верёвками.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,
что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12
узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц
года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин,
пуговиц и т. д.
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько
бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к
веревке:
Рисование
Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки.
Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать
цветок из открытки, животное с картинки и т. п.
Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем
расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором,
чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно
попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре.
Обведение любых рисунков полезно для развития руки, но не менее
полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под
разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если
штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле
заметного до яркого, темного.
Аппликация
Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру)
ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.
Игры-шнуровки, плетения.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать
можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и
т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек,
листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать
аккуратные дырочки тоже полезно.