Консультация для родителей «Развитие процессуальной игры»

Ирина Соболева
Консультация для родителей «Развитие процессуальной игры»

Развитие процессуальной игры

Большое значение для общего психического развития детей и в раннем, и в дошкольном возрасте имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка- это особый вид деятельности, в основе которого лежит сознание мира человеческих предметов и отношений. Ценность игры состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности через действие в условных, придуманных обстоятельствах. Игра – это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Необходимая предпосылка игры- наличие разнообразных впечатлений. Ребенку,обделенному знаниями и впечатлениями о жизни, не из чего черпать материал для воображения. Еще одно условие возникновения игры- умение ребенка подражать действиям взрослого. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. Если же взрослый показывает малышу как нужно играть, то уже в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое назначение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать, купает. На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Чем же отличается игра ребенка второго года жизни? Элементы игры переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок еще не способен выстроить логическую цепочку жизненной ситуации. Но в игру включает все больше предметов. Впервые возникают замещения недостающих предметов такими предметами, которые не имеют четко фиксированного назначения (кубиками, палочками, шариками и т. п.). В целом можно сказать, что на втором году жизни ребенка происходит закладка основных составляющих игры : возникновение интереса к новому виду деятельности; умение принять воображаемую ситуацию; овладение первыми игровыми действиями; становление первых замещающих действий подражательного характера. Однако все эти элементы игры еще очень не устойчивы и при отсутствии взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Если же взрослые уделяют должное внимание развитию игры ребенка, то на третьем году происходит значительное усиление потребности малыша в игре. Обогащается эмоциональная окраска, ребенок начинает играть длительнее и самостоятельнее. Главное достижение этого возраста- бурный рост воображения. Ребенок уже может создать собственный сюжет, проявляя изобретательность. Огромное значение в процессе развития игры приобретает речь, которая позволяет ребенку осмыслить то, что он делает, развивает его мышление, способность вести диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия.

С чего же нужно начинать учить ребенка играть?

Прежде всего заинтересуйте ребенка игрой, можно разыграть ситуацию: кормление или купание куклы и т. д. Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой, с той, которой у него сложилась особая эмоциональная связь. После того, как ребенок научится играть с реалистическими игрушками, в игру можно постепенно вводить предметы- заместители. Поначалу такие замещения носят характер подражаний.: ребенок будет использовать только те замещения, которые использовал взрослый. Но постепенно инициатива перейдет к самому ребенку. Задача взрослого: стимулировать речь ребенка, разговаривая с куклами, обращаясь к ребенку, радуясь совместным находкам. Постепенно взрослый сокращает свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время ребенок уже не будет нуждаться в его постоянном участии. Очень важно в игру включать элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие память. Особенно благотворна в этом смысле игра, где освоение форм, размеров, цвета включено в деятельность, интересную и осмысленную для ребенка. Так в игру можно вводить предметы разных размеров, которые можно сравнивать между собой: кормление игрушек из разной по величине посуды, катание их на разных машинах и т. д. Постепенно ребенок усваивает понятия «большой» и «маленький». Точно также можно начать обыгрывать понятие цвета. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, от лица куклы сказать, что она сегодня хочет надеть красное платье и красные туфельки. Важно только не перегружать память ребенка слишком большим объемом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Что же дает ребенку игра? Игра – это средство познания окружающего мира. Она учит изобретательности, потому что дает ребенку возможность проявить фантазию. В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.

(К сожалению какой я пользовалась литературой, не помню, так как ее не указала при написании консультации).

Публикации по теме:

Игра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонницаИгра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонница Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного.

Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие процессуальной игры»
Опубликовано: 3 марта 2013 в 10:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Сценарий развлечения «В осеннем лесу» во второй младшей группе
Сценарий развлечения во второй младшей группе «В осеннем лесу» Цель: расширение и обогащение социально-нравственного и эмоционального кругозора детей....
Фотоотчет о выставке рисунков «Осенняя корзина»
Осень прячется в корзинке и в янтарной паутинке. В золотой листве кленовой. В синей просеке сосновой. Волшебство зовётся это, очень просто — бабье лето!...
Дидактическая игра «Зверюшки на дорожках»
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические...