Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»

Мария Александрова
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст ребенка – это ответственный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8 -10 слов, в два года он в среднем составляет 270 слов, то в два с половиной – уже 450 и в три – 800, а у хорошо развитых детей до 1 тыс. слов. (Это базовые нормы развития, и какое-то не-значительное отклонение от них не является аномалией.)

Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Главное условие развития активной речи детей раннего возраста – развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения взрослого с ребенком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдений за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей. Исследования В. В. Ветровой показали, как важно, чтобы ребенок воспитывался в речевой среде, где слышна речь не только в облегченных формах, обращенных к ребенку, но и правильная, культурная речь взрослых, окружающих малыша.

Развитие речи ребенка раннего возраста имеет свои особенности.

Нет каких-то чётких определённых рамок в плане развития ребёнка, есть ориентировочные сроки и нормы базового развития, вот и всё.

Так, ребенок к 3 годам должен уметь:

1) правильно произносить гласные А, О, У, Ы, И и согласные М, П, Б, К, Г в звукоподражательных упражнениях;

2) использовать в речи существительные (названия транспортных средств – машина, автобус; частей автомобиля – кабина, кузов, коле-са, руль; растений – дерево, трава, цветы; фруктов – яблоко, груша, банан; овощей – морковь, помидор, огурец; домашних животных – кошка, собака, курица – и их детенышей, прилагательные (обозначающие величину, вкус, цвет, наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д., глаголы (обозначающие действия – мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т. д.);

3) согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; правильно употреблять существительные с предлогами; отвечать на вопросы;

На развитие речи ребенка во многом можно повлиять. Для этого, прежде всего, нужно как можно больше общаться со своим малышом. Развитие ребёнка от самого рождения – сложный и одновременно интересный процесс. Большие и маленькие достижения малыша во многом за-висят от «старания» взрослых, это же касается и развития речевого аппарата ребёнка. Важно не только общаться со своим ребёнком, а и всячески стимулировать его речевую деятельность. Для этого я предлагаю ряд заданий, которые вы можете проводить дома.

Задания на воспитание правильного звукоподражания.

Задание 1. Скажите малышу, что, когда врач осматривает его горло, нужно широко открыть рот и сказать «а-а-а».

Вопрос: Что нужно сказать, когда врач будет смотреть твое горло? («А-а-а».)

Следите, чтобы ребенок широко открывал рот.

Задание 2. Скажите малышу, что паровоз гудит «у-у-у».

Вопрос: Как гудит паровоз? («У-у-у».)

Задание 3. Скажите ребенку, что корова мычит громко: «Му-у-у», а те-ленок тихо: «Му-у-у».

Вопрос: Как мычит корова? («Му-у-у», громко.) Как мычит теленок? («Му-у-у», тихо.)

Задание 4. Скажите малышу, что кошка мяукает громко: «Мяу», а ко-тенок тихо: «Мяу».

Вопрос: Как мяукает кошка? («Мяу», громко.) Как мяукает котенок? («Мяу», тихо.) Следите за тем, чтобы ребенок произносил звукоподражательные слова по-разному (громко, тихо).

Задание 5. Для выполнения этого задания понадобится воздушный шарик. Скажите ребенку, что для того, чтобы шарик полетел, нужно на него подуть. Покажите, как нужно подуть. «Фу-у-у».)

Вопрос: Подуй на шарик, как подула мама. («Фу-у-у».)

Задание 6. Прочитайте сказку М. Ф. Фомичевой «Поспешили – насмешили». По ходу чтения привлекайте ребенка повторять звукоподражательные слова.

«Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква! Я к вам в гости пришла!»

Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи! Пироги у вас вкусны, говорят!»

Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко! Корочки,говорят, у вас рассыпчаты!»

Гусь приковылял. Гогочет: «Га-га-га! Горошку бы поклевать!»

Корова пришла. Мычит: «Му-му-му! Мучного пойлица попить бы!»

Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р!»Все разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. А сказать он хотел вот что: «Р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Вопрос: Как квакает лягушка? («Ква-ква-ква».) Как пищит мышка? («Пи-пи-пи».) Как квохчет курочка? («Ко-ко-ко».) Как гогочет гусь? («Га-га-га».) Как мычит корова? («Му-у-у».) Как рычит медведь? («Р-р-р-р».)

Эти игры-занятия будут более эффективными, если сопровождать показом картинок. (Например, сначала можно показать реальный предмет, картинку, на которой он изображен, потом прочитать стихотворение или лучше спеть песенку, в которой о нем говорится. Это связано с тем, что музы-ка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.)

Задание 7. Поиграйте с ребенком в игру, в которой упражняйте его в произношении слов «топ-топ-топ» с разной громкостью и темпом.

Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Ребенок шагает быстро и делает маленькие шаги, произнося слова быстро и тихим го-лосом.)

Большие ноги шли по дороге: тооп-тооп-тооп, тооп-тооп-тооп. (Ребенок шагает медленно, делая большие шаги и произнося слова медленно и гром-ко.)

Задание 8. Поиграйте с малышом в игру «Узнай, где позвонили». (Для игры понадобится колокольчик.) Завяжите ребенку глаза и предложите найти вас, а сделать он это сможет, если услышит, где звенит колокольчик. (Можно сначала завязать глаза взрослому, а колокольчиком будет звенеть ребенок, потом поменяться ролями.)

Задания 7 и 8 можно предлагать ребенку для выполнения несколько раз. И, конечно же, все задания желательно проводить систематически.

Задания для обогащения словаря.

Называя ребенку предмет, изображенный на картинке, показывайте его пальцем (карандашом). Иллюстрации желательно использовать, если предмет нельзя рассмотреть в ближайшем окружении.

Задания для обогащения словаря существительными.

Это самолет. Повтори. Что это? (Самолет.)

Это пароход… лошадь… лиса и т. д.

Задания для обогащения словаря прилагательными.

Это яблоко. Оно красное, круглое. Какое это яблоко? Красное, круглое.)

Это мяч. Он круглый, синий и т. д.

Задания для обогащения активного словаря глаголами, обозначающими действия.

Цыплята клюют зернышки. Что делают цыплята? (Клюют зернышки.)

Кошки и собаки ходят, а птицы летают. Что делают собака и кошка? (Ходят.) А птицы? (Летают.) и т. д. Активный словарь пополняется в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром (дома, на улице).

Задания для обогащения активного словаря наречиями.

Скажите ребенку, что когда он утром просыпается, то на улице светло, а вечером, когда ложится спать, - темно.

Скажи: когда ты проснулся, за окном светло или темно? (Светло.) При проведении таких игр, можно использовать соответствующие картинки. Активный словарь пополняется наречиями: вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко – в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задания для обучения правильному употреблению существительных и прилагательных во множественном числе.

Задание. Скажите ребенку, что это котенок. Покажите. А это котята. Покажите. Скажи, кто это? Покажите. (Котенок.) А это? (Котята.)

Аналогично можно с другими животными, растениями, игрушками. При ознакомлении с окружающим миром учите правильно употреблять существительные во множественном числе (машина – машины и т. д.) Следите за тем, чтобы дети согласовывали прилагательные с существительными в ро-де и числе (красный шар – красные шары и т. д.).

Только этих игр-заданий, конечно же, недостаточно. По аналогии с заданиями вы можете предлагать ребенку настольнопечатные игры, игрушки, книги, которые расширят и закрепят его знания. Я же в свою очередь хочу предложить вам ознакомиться с замечательной книгой Инны Светловой «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческо-го мышления малыша».

Конечно же, при проведении игр-занятий нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Если малыш в данный момент не желает заниматься, не нужно его заставлять. Так же не забывайте хвалить маленького ученика.

Помните:

1. Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка.

2. В обучении и воспитании ребенка главное – это терпение.

Как писал психолог Л. С. Выготский: «Вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло». Так и вы терпеливо воспитывайте и обучайте своего малыша, и результат обязательно будет.

Я надеюсь, что эта консультация принесет Вам пользу и поможет сделать общение с вашим ребенком интересным и содержательным.

Использованная литература:

1. Тимофеичева И. В., Оськина О. Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. / Под ред. Воровщи-кова С. Г. – М. : УЦ «Перспектива», 2010. – 96 с.

2. Колесникова Е. В. Лицей для малышей 2-3 лет. Тесты для детей 3-х лет. – М. : Издательство «Ювента», 2002. – 48 с. : ил.

3. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Е. Г. «Раннее детство : позна-вательное развитие». Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 152 с.

4. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).

5. Печора К. Л. «Развиваем детей раннего возраста : современные про-блемы и их решения в ДОУ и семье». – М. : ТЙ Сфера, 2012. – 112. (От рожде-ния до трех).

6. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 3 года. Часть 1 и 2.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 19:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Александрова (УИ 75372) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД