Спиридонова Елена
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок начинает развиваться физически, психически и интеллектуально с самого раннего детства. Все чему ребенок учится и чем овладевает начинается с семьи, в том числе и правильная и грамотная речь. Многие считают, что речь ребенка развивается самостоятельно, это большое заблуждение. На самом деле, если не вмешиваться в процесс формирования детской речи, то это может повлечь за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, которые появились в детстве и не были устранены, в последующем преодолеваются с большим трудом.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Родители, которые это понимают начинают формировать детскую речь с ранних лет. Для этого необходимо что бы ребенок слышал грамотную, правильную, отчетливую речь, на примере которой будет формироваться его собственная речь. При разговоре с ребенком обязательно надо проговаривать каждый звук, говорить четко, медленно, не искажая слов и не «сюсюкая». Особенное внимание уделяя новым, незнакомым и длинным словам. Постоянно необходимо обогащать активный словарь ребенка новыми словами. Существует ряд способов, помогающих обогащать детскую речь, к таким способам можно отнести:
Игры ребё нка со взрослыми и сверстниками:
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Совместное пение с ребёнком.
5. Чтение детям художественной литературы.
6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
7. Развитие мелкой моторики рук.
8. Развитие речевого дыхания.
Все перечисленные основные факторы успешного речевого развития. Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
Речь человека представлена 5 направлениями:
Звуковая сторона речи.
Лексика.
Грамматический строй речи.
Словообразование.
Связная речь.
Настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель: сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть.
Обратите внимание на то что, купив игру вам необходимо сначала самим ознакомиться с правилами, иначе при длительном изучении правил у ребенка может пропасть интерес. Лучше если первый раз вы поиграете вместе с ребёнком. В процессе игры можно задать такие вопросы: "Что нарисовано на картинке?", "Как можно назвать их одним словом?", "Где растут овощи?", "Что можно сделать из фруктов?". Можно помочь ребенку начать складывать картинку, а далее дать возможность продолжить самостоятельно. Допустим, если на картинках изображены герои сказки, то также можно попросить ребенка пересказать содержание.
Словесные игры. Для развития речи с малышом можно поиграть в такие игры как: "Чудесный мешочек" : мешочек можно наполнить различными предметами (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Игра заключается в том, что ребенок опускает ручку в мешочек и наощупь определяет, что у него оказалось в руке. Потом он достает предмет и рассказывает для чего он нужен. "Что из чего сделано?" Взрослый говорит ребё нку: "В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла (стеклянная) мяч из резины (резиновый) и т. д. "Кто как работает?" Взрослый рассказывает, что существует множество разных профессий. Что люди этих профессий трудятся каждый по-своему. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель? (строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и, если надо поправьте его. "Правильно ли я сказал?" Взрослый говорит ребё нку: " Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц". Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему. "Скажи наоборот" Взрослый говорит: "Я вижу высокое дерево", а ребё нок должен сказать наоборот: "Я вижу низкое дерево". "У меня мало игрушек"("У меня много игрушек") и т. д.
Постоянно общайтесь со своим ребёнком. Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать. В общении можно использовать разные пословицы, поговорки, потешки и стихотворения.
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению.
В детской речи мало слов, обозначающих признаки предметов. Словами "хорошая", "красивая" дети характеризуют всё. Родителям необходимо обогащать их словарный запас, обращая внимание, что, например, не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.
Во время прогулок можно знакомить ребёнка с машинами, светофором, людьми, дорогой (очень важно, чтобы он с детства знал правила дорожного движения, растительностью (деревья, кустарники и т. д.).
Уважаемые родители!
Обратите внимание умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.
С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду.
Подводя итог можно сделать вывод, что роль родителей в развитии речи ребенка огромна. Маленький ребенок стремится к общению с близкими ему людьми, подражает им во всем. Взрослые должны уделять общению с детьми достаточно времени, т. к. дефицит внимания негативно сказывается на их всестороннем развитии. Поскольку развитие речи малыша тесно связано с развитием движений и формированием основных психических процессов, у детей очень важно развивать общую и мелкую моторику, для чего дома полезно иметь спортивный уголок, конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания и другие настольные игры, развивающие мышление, внимание, память. Постоянно читайте детям качественную и богато иллюстрированию детскую литературу, беседуйте с ребенком о прочитанном, пересказывайте сказки и рассказы вместе с детьми словами, близкими к тексту – это пополнит его словарный запас.