Лучший педагог года

Консультация для родителей «Система здоровьесберегающего образования в ДОУ»

Людмила Рыжова
Консультация для родителей «Система здоровьесберегающего образования в ДОУ»

Цель: знакомство родителей с основами методик Русской Азбуки – Зарядки (РАЗ, «Гимнастики мозга», точечный массаж по А. А. Уманской Обучение выполнению упражнений по данным методикам.

Уважаемые родители!

Состояние здоровья детей в последние годы вызывает особую тревогу. Большинством исследований установлено, что уже в дошкольном возрасте у значительной части детей формируются множественные нарушения функционального состояния, примерно 17% приобретают хронические заболевания. К началу школьного периода только один из трех детей остается здоровым. В структуре морфофункциональной патологии у дошкольников ведущими являются нарушения опорно-двигательиого аппарата, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.

Публикация «Консультация для родителей „Система здоровьесберегающего образования в ДОУ“» размещена в разделах

Все выше сказанное послужило основанием для постановки целей и задач деятельности нашего ДОУ.

Цель деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения: Всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей посредством реализации ФГОС ДО.

Для реализации поставленной цели намечен ряд задач на 2016-2017 учебный год и одна из них формулируется следующим образом : Снизить общий показатель заболеваемости детей на 3 % от показателей прошлого года посредством реализации системы здоровьесберегающего образования в ДОУ (с использованием здоровьесберегающих технологий РАЗ, «Точечный массаж» по методике А. А. Уманской, «Гимнастика мозга»)

Результаты обследования в нашем детском саду и срезы физического развития детей выявили следующие проблемы: 1-ю группу здоровья имеют всего 8 детей (6,3 %); 2 –я группа здоровья 106 детей (83,5%, 3- группа здоровья 13 детей (10,2 %); выросло количество детей с хроническими заболеваниями.

Для решения этой проблемы в нашем детском саду разработана и действует система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы.

Параллельно с физическим развитием идёт работа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, нарушения осанки, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

В образовательном процессе, педагогами ДОУ используется ряд здоровесберегающих технологий с которыми сегодня мне бы хотелось вас познакомить.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.

«Гимнастика мозга»

Огромная польза и привлекательность гимнастики для мозга состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. В работе с детьми необходимо систематически применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствия движения и упражнения, которые помогают раскрывать в любом возрасте возможности, заложенные в нашем теле. 5-7 минут занятий в день дают высокую умственную энергию.

Все движения гимнастики для мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:

1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

2. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

3. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).

Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей учащихся. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.

Перейдём к практической части. (Выставить демонстрационное пособие)

«Перекрёстные шаги и прыжки»

При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь - левая нога и правая рука. Прыгайте вперёд, в стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях.

«Ленивые восьмёрки»

Возьмите в правую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги (в воздухе) восьмёрку (знак бесконечности, теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. Затем начертите восьмёрки в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.

«Двойной рисунок»

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги (в воздухе) что угодно, двигая обеими руками одновременно:

-навстречу друг другу;

-вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот;

-разводя в разные стороны.

«Слон»

Согните колени, прижмите голову к плечу,вытяните руку вперёд (ту, которой пишите).

Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.

«Вращение шеи»

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

«Рокер»

Расслабляет бока после длительного сидения. Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения; назад и вперёд до тех пор, пока напряжение не исчезнет.

«Брюшное дыхание»

Выполняется перед обедом, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу. Положите руку на брюшную полость. Выдохните весь воздух, короткими, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вздох. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в лёгкие.

«Энергетизатор»

Помогает расслабиться. Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз.

Опустите голову. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову,начиная со лба, затем шею,затем верхнюю часть тела;нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь.

Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

«Сова»

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой руки.

«Активизация руки»

Вытяните правую руку вверх, прислонив её к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте её вперёд, назад, к себе, от себя.

«Гравитационное скольжение»

Сядьте на стул. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперёд, руки плавно опускайте вниз- выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки- вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперёд, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

«Помпа икр ног»

Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперёд, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

«Заземлитель»

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперёд. Выдох, согните правое колено; вдох- выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

«Сгибание стопы ног»

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

«Кнопки мозга»

Выполняется перед чтением. Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

«Кнопки Земли»

Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой- к верхнему краю лобовой кости. «Вдохните» энергию глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубоких вдох и выдох.

«Кнопки баланса»

Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.

«Кнопки космоса»

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течении минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.

«Энергетическая зевота»

Представьте себе, что вы зеваете.

Надавите кончиками пальцев на любые напряжённые места на челюстях с обеих сторон.

Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.

Здоровьесберегающая технология Русская Азбука – Зарядка (РАЗ)

Разработана под руководством кандидата педагогических наук Российского государственного педагогического университета Виктором Николаевичем Фросиным.

РАЗ разрабатывалась авторами с 1985 по 2000 г. г. Опытным путём доказано, что дети способны успешно освоить содержание программы. Первые занятия авторы проводили с учащимися 1 класса деревенской школы. Затем, с целью установления низшей возрастной границы успешного освоения упражнений РАЗ проводились занятия с детьми 4-6 летнего возраста в ДОУ г. Озёрска. Имеются положительные отзывы детских врачей, инструкторов по ЛФК и физической культуре, воспитателей об эффекте использования в работе с детьми РАЗ.

Русская Азбука - Зарядка – это комплексы из познавательных физических упражнений. К ним относятся –

БУКВОупражнения, например

ТЕЛОупражнения, например

Подражательные упражнения, например

Авторами РАЗ описываются более 300 упражнений.

Задачи, решаемые РАЗ

1. Физическое развитие:

- сохранение и улучшение здоровья, в т. ч. осанки, зрения, дыхания, устойчивости, подвижности суставов,

- выполнение ежедневной зарядки,

- улучшение точности движений, в т. ч. пальцами,

- возникновение привычки к ежедневным физическим упражнениям,

- освоение упражнений и усвоение сведений, полезных в течение жизни,

- уменьшение чрезмерного напряжения и утомлённости мышц спины и связок,

- увеличение силы мышц спины, живота и шеи, обеспечивающих хорошую осанку,

- улучшение подвижности суставов,

- улучшение внешнего дыхания,

- создание и поддержание установки на сохранение и улучшение здоровья, осанки, зрения, дыхания и др.

2. Природоохранное воспитание, в т. ч.

- формирование устойчивой установки, осознанного и осмысленного бережного отношения к природе, к своему организму и к организму других людей.

3. Ускоренное освоение русского языка, дети осваивают все буквы русского алфавита.

4. Познание мира

- в целостности основных его частей,

- эволюционного развития организмов,

- видового разнообразия животных и растений,

- основных частей своего организма,

- формирование научного мышления.

5. Развитие памяти.

Авторы считают, сочетание уроков РАЗ, физкультуры и физкультминуток РАЗ – реальной в современных условиях организационной формой ежедневной оздоровительной подвижности детей, необходимой для сохранения и улучшения их здоровья.

По их мнению, уже в дошкольном возрасте необходимо осваивать РАЗ. Т. к.

- дети уже способны к её овладению,

-детей следует готовить к будущим нагрузкам в школе,

- сохранять и улучшать здоровье и осанку растущего организма необходимо ежедневно,

- 4-6 летние дети, начавшие освоение РАЗ, придут в школу уже с привычкой к физическим упражнениям и развитыми навыками.

Временной творческой группой разработаны комплексы упражнений РАЗ на каждый месяц, комплексы ОРУ на физкультурных занятиях, разработана и оформлена картотека подражательных упражнений РАЗ, для учителей – логопедов буклет «Буквоупражнения» для использования в НОД «Обучение грамоте», картотека Тело упражнений, Упражнений на дыхание, упражнения для глаз, упражнений после сна, упражнений на развитие пальцев и кисти.

«Точечный массаж»

В образовательном процессе, педагогами ДОУ используется здоровьесберегающая технология по методике Аллы Алексеевны Уманской «Точечный массаж».

Точечный массаж (акупрессура) – один из древнейших естественных целительных методов, суть которого заключается в воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека.

Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.

Регулярное использование не менее 2-х раз в день, данной методики, позволяет восстановить защитные функции организма, "включить изначально заложенные в него природой программы, содержащие информацию о том, каким должен быть организм человека в идеале".

Опытные врачи – педиатры, реабилитологи, которые, много лет занимались оздоровлением часто болеющих детей, подтверждают, что при 2-х кратном ежедневном использовании только точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ, в том числе собственного интерферона, комплемента и других «лекарств», с которыми не может конкурировать ни один, даже самый замечательный, искусственный препарат.

Перейдём к практической части. (Выставить демонстрационное пособие)

Начинать массаж следует в соответствии с нумерацией точек – первая, вторая и так далее. Менять их местами нельзя, иначе эффект от массажа будет неполным. Каждая система организма должна своевременно «включиться» для того, чтобы воздействовать на остальные органы и системы.

Массаж выполняется таким образом : кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных (как бы ввинчивая шуруп) движений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность воздействия на каждую точку – не менее 18–20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно увеличивайте. Можно начать считать «раз и два, раз и два»- это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система.

Массируя зону 2, нельзя надавливать слишком сильно и подниматься выше яремной ямки.

Зону 3 также нужно массировать осторожно, чтобы не нарушить работу сонной артерии.

В зоне 4 надавливание производится только сверху вниз. Ни в коем случае не снизу вверх!

В периоды заболевания ОРЗ и гриппом зоны 6, 7 и 8 желательно массировать каждые 30 минут, чередуя их с ингаляциями, промываниями носа и другими процедурами. Точечный массаж противопоказан только тогда, когда в области зон массажа есть гнойничковые поражения кожи, а также родинки, бородавки, новообразования.

Метод Уманской не предполагает мгновенных результатов – он эффективен только при регулярном применении, когда становится такой же привычкой, как чистка зубов. Замечено, что при проведении точечного массажа в течение года удавалось избавить ребенка от аденоидов и других хронических заболеваний носоглотки, например гайморита. Нередко же благотворное действие этого массажа начинает сказываться уже через месяц-два.

Таким образом на сегодняшний день коллективом в работе с детьми используется ряд здоровьесберегающих педагогических технологий. Это – «Точечный массаж» по методике А. А. Уманской в режимных моментах, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, «Гимнастика мозга», гимнастика для глаз по ходу НОД, корригирующая гимнастика после сна, скандинавская ходьба, Русская Азбука зарядка, ритмическая гимнастика.

Мы уверенны, что в 2016-2017 учебном году данные методики станут эффективной формой работы ДОУ по укреплению их здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактике заболеваний и увеличения двигательной активности и посредством реализации системы здоровесберегающего образования коллективу ДОУ удастся снизить общий показатель заболеваемости детей на 3% от показателей прошлого года.

Публикации по теме:

Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУФормирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и других физических.

Консультация для родителей «Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования» Мир меняется и будет меняться с поразительной быстротой. Настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того.

Консультация для родителей «Единство требований ДОУ и семьи» Консультация для родителей «Единство требований ДОУ и семьи» Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более.

Консультация для родителей «Адаптация детей к ДОУ» Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен.

Консультация для родителей «О диалоге музейной и семейной педагогики в практике образования дошкольников» Консультация для родителей «О ДИАЛОГЕ МУЗЕЙНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Всем родителям хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Педагогическая система М. Монтессори» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40» Консультация для родителей: «Педагогическая система М. Монтессори».

Консультация для родителей «Рождение праздника в ДОУ» Впечатления, полученные в раннем детстве, часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство способны согревать и радовать душу.

Консультация для родителей «Утренняя гимнастика в ДОУ» Консультация для родителей «Значение утренней гимнастики в детском саду» Подготовила воспитатель Киреева С. С. Утренняя гимнастика или.

Консультация для родителей «Внедрение ФГОС в ДОУ» Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии.

Образовательная среда ДОУ как фактор формирования компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников Авторы: Позднякова Я. Ю. заведующий,ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Хороших В. В. руководитель ОЭР, ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Буторина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Система здоровьесберегающего образования в ДОУ»
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 18:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД