МААМ-картинки

Консультация для родителей «Педагогическая система М. Монтессори»

Татьяна Топорова
Консультация для родителей «Педагогическая система М. Монтессори»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40»

Консультация для родителей :

«Педагогическая система М. Монтессори»

Выполнили: воспитатели

1 младшей группы №2

Симдянкина Н. М.

Бочкарева Т. А.

Саранск 2016

Педагогическая система М. Монтессори

Публикация «Консультация для родителей „Педагогическая система М, Монтессори“» размещена в разделах

Выдающийся теоретик и практик педагогики, первая итальянская женщина-врач, кандидат наук. В 1907 году она открыла в Риме свой «Дом ребенка», с которого и началась ее уникальная работа с детьми. Методика М. Монтессори – это талантливая и успешная попытка создания системы элементов самостоятельной

жизни. Монтессори создала педагогическую систему, которая

максимально приближена к той идеальной ситуации, когда

ребенок обучается сам. Смысл системы в том, чтобы

подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность,

найти свой уникальный путь. Система состоит из трех частей:

ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы

стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда,

в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде

ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз – «помоги мне это сделать самому».

Развивающая среда

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т. е. то, что нужно в повседневной жизни

Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т. п.

Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.

Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Монтессори-материалы

Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т. д.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели- прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т. д., а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т. д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Основные правила использования Монтессори-материала :

Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

выбор материала

подготовка материала и рабочего места

выполнение действий

контроль ошибок

завершение работы, расположение материала на исходное место.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.

Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания, или выбирает какой-то другой материал.

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

Заповеди Марии Монтессори

Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Сензитивные периоды:

от рождения и всю жизнь - развитие речи;

от рождения до 3-х лет - сенсорное развитие;

от рождения до 1, 5 лет - познание окружающего мира через движение;

от 1,5 до 3-х лет - развитие устной речи;

от 1,5 до 4-х лет- развитие мускульной координации;

от 2-х до 4-х лет - забота о порядке в окружении и обязанности;

от 2-х до 6-и лет - музыкальное развитие;

от 2,5 до 6-и лет - утонченность чувств;

от 2,5 до 6-и лет - развитие социальных манер;

от 3-х до 6-и лет - восприятие влияния взрослых;

от 3,5 до 4,5 лет – письмо;

от 4-х до 4,5 лет - развитие тактильного чувства;

от 4,5 до 5,5 лет - чтение.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Что такое репрезентативная система» Во ФГООС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности.

Консультация для педагогов «Использование методики М. Монтессори во время НОД» Использование методики М. Монтессори во время НОД Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори.

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей» Консультация для педагогов Система формирования нравственных ценностей у детей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Консультация для родителей «Методика Марии Монтессори» "Педагог – прежде всего воспитатель, а не учитель, должен уметь слышать ребенка, предоставлять ему возможность свободно действовать в образовательном.

Мастер-класс для родителей «Прокалывание силовыми магнитами по методике Марии Монтессори» Цель: ознакомление родителей с методикой Марии Монтессори. Задачи: - познакомить родителей с методикой; - расширить контакты между образовательным.

Консультация для родителей «Система работы над звуком [ш]». Часть 1 Уважаемые родители,вашему ребенку пятый год жизни,а это значит что он умеет: Употреблять в речи названия предметов, их частей.

Педагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к материПедагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к матери Иванова Екатерина Викторовна Сидорова Наталья Геннадьевна Тесная эмоциональная связь с матерью начинает формироваться еще во внутриутробном.

Психолого-педагогическая викторина для родителей: «Растём вместе!» .

Самообразование «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями» Муниципальное общеобразовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя школа (дошкольная группа) План самообразования на 2014-2015.

Система работы по подготовке дошкольников к занятию по составлению рассказов. Консультация для педагогов Как подготовить детей к занятию по составлению рассказов по картине? Для того, чтобы у детей формировалась связная речь, необходимы практические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Педагогическая система М. Монтессори»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 14:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД