Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Использование методики М. Монтессори во время НОД»

Татьяна Кузьмина
Консультация для педагогов «Использование методики М. Монтессори во время НОД»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование методики М. Монтессори во время НОД

Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX – XX в. в.

Что же привлекало и столько лет привлекает в идеях и методиче-ских разработках Марии Монтессори?

Публикация «Консультация для педагогов „Использование методики М, Монтессори во время НОД“» размещена в разделах

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Дисциплину она так же трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые из вне педагогом. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

Монтессори - материалы – важнейший составной элемент разработанного ее метода. Материалы устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Мы предположили, что включение в образовательный процесс элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положи-тельное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответ-ствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Многие Монтессори – школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка.

Приведу пример трехступенчатого НОД

Упражнения с сенсорным материалом.

Тема: «Геометрические тела.»

Материал: корзина, платок, 9 синих геометрических тел – шар, овал, эллипсоид, цилиндр, пирамида, конус, куб, параллелепипед, трехгранная призма. Ящик с дощечками в форме оснований перечисленных тел: 3 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника, 1 равносторонний треугольник.

Прямая цель: обратить внимание на геометрические тела, их харак-терны особенности.

Презентация материала:

1. Педагог (ребенку) : «Я покажу тебе сейчас что-то интересное. Пой-дем со мной».

2. Педагог и ребенок идут вместе к полке, берут геометрические тела, несут, ставят на стол корзину, садятся.

3. Педагог вынимает из корзины три контрольных геометрических тела: куб, шар, цилиндр. Отодвигает корзину в сторону, чтобы не мешала.

4. Педагог берет куб, ощупывает его обеими руками, вертит. При

обследовании необходимо обратить внимание на:

-поверхности;

-ребра;

-углы.

5. Педагог передает куб ребенку. Ребенок обследует тело. Отдает об-ратно куб педагогу. Тот откладывает его в сторону.

6. Педагог берет шар, показывает ребенку. Обследует обеими руками. Передает шар ребенку. Ребенок обследует геометрическое тело, отдает его педагогу. Шар откладывают в сторону.

7. То же самое педагог проделывает и с третьим телом – цилиндром.

8. Он старается со всей очевидностью показать различия

между этими геометрическими телами, катая, опрокидывая их,

обратить внимание на искривленные и плоские поверхности.

После этого тела убирают в корзину, специально приготовленную для этого.

Дальнейшая презентация проходит в виде трехступенчатой НОД.

1-ая ступень:

9. Педагог : «У всех этих тел есть названия. Ты знаешь, как они назы-ваются?

10. Педагог берет и обследует куб, передает ребенку. Ребенок об

следует куб самостоятельно.

11. Педагог говорит ребенку : «Это куб». Ребенок повторяет. Геометрическое тело опять обследуется и откладывается.

12. Педагог берет из корзины шар и проделывает с ним то же, что и с кубом. Затем также с цилиндром. После сенсорных впечатлений даются названия тел, т. е. устанавливается связь между предметом и его названием.

2-ая ступень:

13. Педагог говорит ребенку : «Дай мне, пожалуйста, шар». Если ребе-нок правильно ассоциирует вещь с названием, он дает педагшогу шар. Педагог может прокатить шар по столу.

14. То же самое проделывается и с другими геометрическими телами: «Возьми куб и положи его перед собой», «Поставь цилиндр на стол».

15. Педагог говорит ребенку : «Положи куб, пожалуйста, обратно в

корзину», «А теперь шар», «И цилиндр». Ребенок складывает все тела в корзину.

3-я ступень:

16. Педагог достает платок и говорит ребенку: «Сейчас я все тела

закрою». Я ничего не вижу, но зато мои пальцы могут что-то уви-деть!»

17. Педагог просовывает руку в корзину, нащупывает какое-нибудь геометрическое тело и говорит: «Ого, у меня куб!» Достает куб и кладет его на стол.

18. Педагог предлагает ребенку : «А теперь ты что-нибудь найди!»

Ребенок нащупывает геометрическое тело и достает его. Педагог спрашивает : «Что это?» «Это цилиндр» и т. д. Если ребенок не называет тело, а говорит: «У меня вот это», то педагог предлагает : «Положи теперь цилиндр и куб обратно» и опять повторяется вторая ступень.

Далее педагог проводит ряд упражнений для закрепления:

Тела лежат в накрытой корзине. Ребенок просовывает в нее руку, обследует какое-то тело, говорит, катается это тело или опроки-дывется и вынимают его наружу;

Ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему какое-либо тело. Ребенок обследует его и возвращает педагогу, который кладет его среди других тел. Ребенок открывает глаза и должен без обследования узнать это тело;

Ребенок формирует группы тел: которые только катаются, которые могут стоять, которые могут стоять и кататься;

Ребенок находит в окружающей среде формы, похожие на эти те-ла;

Ребенок сооружает постройки из геометрических тел и т. д.

Возраст: около 3-х лет.

Расширение словаря: катать, опрокидывать, вертеть, названия геометрических тел и т. д.

Далее хотелось бы провести пример еще одной игры.

Например: «Картина из шнурков».

Педагог приносит корзину со шнурками и каждый ребенок берет по одному шнурку. Все шнурки разных цветов. Педагог из своего шнурка выкладывает маленькую фигуру. Затем дети один за другим дополняют ее, выкладывая свои шнурки на ковре. Упражнение сопровождается тихой музыкой. Дети любуются картиной, которая у них получилась.

ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ

МАТЕРИАЛ: 2 деревянных ящика с деревянными коробочками-цилиндрами. В ящике с красной крышкой находятся 6 коробочек с крас-ными крышечками, в ящике с синей крышкой — 6 коробочек с синими. Коробочки из одного ящика при встряхивании издают различные шумы: от тихого до громкого. Для каждой коробочки из одного ящика имеется парная в другом ящике, издающая при встряхивании точно такой же шум. На днище коробочек с одинаковыми шумами наклеены контрольные метки — кружочки одного и того же цвета. Метки всех пар отличаются по цвету друг от друга.

ЦЕЛИ: прямая: развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания. Косвенная: подготовка к музыкальным занятиям.

ЧИСЛОВЫЕ ШТАНГИ

Материал: 10 деревянных штанг, разделенных на красные и голубые от-резки длиной по 10 см; длины штанг меняются от 1 м до 10 см; каждая штанга короче предыдущей на 10 см.

Цели: прямая — научиться считать от 1 до 10, воспринимая каждое из количеств 1 — 10 как единое целое; косвенная — подготовка к знакомству с десятичной системой счисления.

Числа и чипсы

Материал: коробка с вырезанными из дерева красными числами от 1 до 10 в одном отделении и 55 красными пластмассовыми кружочками-чипсами — в другом. Тонкая палочка.

Цели: прямая — тест на умение последовательно считать до десяти и соотносить количества и символы; знакомство с четными и нечетными числами; косвенная — подготовка к делению.

Также в образовательной деятельности, при закреплении пройденного материала можно использовать карточки с «контрольной меткой». На-пример, карточки для использования в ходе НОД в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» или «Познавательное развитие». (Демонстрируется способ работы с дидактическим материалом и предлагается поиграть в эти игры).

Публикации по теме:

«Использование занимательной математики в НОД и свободной деятельности». Консультация для педагогов Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль Каждый дошкольник- маленький.

Конспект НОД с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» во второй группе раннего возраста Цель: Совершенствовать уровень накопленных практических навыков; развивать тактильную чувствительность; воспитывать исполнительность, стремление.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с элементами методики М. Монтессори Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с элементами методики М. Монтессори. Образовательная область «Познание».

Консультация для педагогов и воспитателей «Использование информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ» Слайд№1 Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились.

Консультация для педагогов «Использование метода ТРИЗ для достижения идеального результата» Технология ТРИЗ уже почти забыта Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления.

Консультация для педагогов «Использование игр с пением в ходе различных видов детской деятельности» Использование игр с пением в ходе различных видов детской деятельности. Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека.

Консультация для педагогов «Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников» Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. А.

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Консультация для педагогов Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Актуальная тема для разговора во все времена – это.

Консультация для воспитателей на тему «Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко» п. Вербилки Консультация для.

ООД с использованием элементов методики М. Монтессори «Мамины помощники» в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет Цель: развитие у дошкольников познавательных процессов и мелкой моторики. Задачи: Воспитательные задачи: - воспитывать отзывчивость, желание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование методики М. Монтессори во время НОД»
Опубликовано: 1 июня 2016 в 17:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование методики М. Монтессори во время НОД»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузьмина (УИ 314205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД