Консультация для родителей. Тема: «Как подготовить детей 6–7 лет к школе»

Наталья Таразанова
Консультация для родителей. Тема: «Как подготовить детей 6–7 лет к школе»

Консультация для родителей.

Тема: «Как готовить детей 6 – 7 лет к школе»

Первые шаги в грамоте.

Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определённо: да, можно. И лучше это делать грамотно. Но прежде чем приступить к обучению, надо подготовить к нему ребёнка.

Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению чтению с пяти лет. Эта подготовка включает знакомство ребёнка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить детей выделять в слове определённые звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных - твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучание разных слов. Цель этой работы - добиться, чтобы ребёнок свободно ориентировался в звуковой структуре слов.

Детям четырёх - пяти лет свойственно играть звуками, словами _ «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать мы рекомендуем с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть (ааааа, иииии. и т. д.) или долго потянуть. Труднее научить выделять со-гласные звуки, Правда, некоторые из них поддаются длительному произнесению (ж, ш, р, з, с и др.). Лучше начать учить ребёнка выделению согласных звуков именно с них. Нужно произнести слово слитно,протянув при этом согласный звук: «мммак», «жжжук» и т. д. Другие согласные звуки (к, д, п, т, б, и др.) долго тянуть нельзя.

Чтобы ребёнок начал выделять такие звуки в словах, учите его произносить их громко и отчётливо: «Дом», «Кот» и т. д. Такое выделение звуков на фоне слитного произнесения слова называется интонационным.

Самое главное правило: учите выделять звуки в словах так, как они слышаться на фоне слитного произнесения всего слова. Так, в слове рррак - первый звук звучит твёрдо (р).

Предложите ребёнку игровую ситуацию. Например, найти в магазине и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их (маленькими листочками бумаги в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов».Или предложить такую игру: пойти в лес и называть животных, птиц, со звуками «р» и «рь», «л» и «ль»; поехать в детский мир за игрушками и т. д. Вот ещёодна игра: взрослый «строит»дом: рисует схематично на листе бумаги (или мелом на доске, асфальте) крыльцо, трубу, дверцу, раму, крючок, крыльцо, кровать, кресло, портрет, телевизор, радио, забор, деревья, розы, реку, рыб, и др. после того, как ребёнок назовёт эти слова со звуками «р» и «рь».

Дальше учим устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по поряд-ку. Это предупреждает в будущем пропуски букв в письме. Традиционной ошибкой начинающих писать является «съедание»гласных после согласных или согласных при их стечении: дрга (вместо дорога, Мрна (вместо Марина, кыша (вместо крыша, ран (вместо кран, могол (вместо моргал, лывёт (вместо плывёт) и т. д.

С первых же занятий учите ребёнка вести указкой под клеточками схемы в таком же темпе и ритме, как говорите, призносите разбираемое слово. Это нелегко даётся детям,поэтому лучше объяснить правило на доступном им языке: «В каждом домике (клеточке) живёт свой звук, у каждого звука есть свой домик (клеточка)».

Следующий шаг в работе - познакомить ребёнка с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими согласными, научить различать их.

О согласных звуках дети узнают после того, как познакомятся с разбором три-четыре четырёхзвуковых слова, например роза, бусы, кино, кони и др.

Правильнее знакомить сразу с твёрдыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков (м-мь, л-ль, б-бь и т. д.).

В какие игры можно играть с детьми?

Например,разобрали слово лист по звукам: первый звук - ль, мягкий согласный; второй звук - и, гласный; третий - с, твёрдый согласный, четвёртый- т, твёрдый согласный.Обозначали их соответствующими фишками: зелёная, красная, синяя, синяя.

Игра, «Назовите слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает различить звуки. Вы предлагаете ребёнку назвать слова, в которых есть, например, звук «р», и даёте примеры: ррак, корка, шарр, рракета, парр.

Если же ваш ребёнок заинтересуется чтением, учите его следующим образом. Надо знать, главная трудность при обучении чтению состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Если в сочетании ма (твёрдый согласный и гласный) ребёнок может просто последовательно произнести два звука подряд, без паузы, и выйдет слог ма, то с сочетанием мя таким образом ничего не

получиться (в лучшем случае выйдет «мья»). То же самое - со слогами ме, мю, ми, мё. Дошкольнику важно запомнить, что гласными буквы и, е, ё, ю, я смягчают тот согласный, за которым они стоят. Читая слог, ребёноа надо научить смотреть (ориентироваться) на гласную букву,следующую за согласным: например, а - ма, или я - мя, о - но или е - не и т. д. Вырабатывается способ, который исключает побуквенное чтение слов. Ребёнок сразу начинает читать слова по слогам. В результате переход к чтению целыми словами, к беглому чтению происходит легче и быстрее.

Для обучения чтения хорошо и удобно использовать пособие «окошечки».

Малыш читает по «окошечкам» слоги, тренируется в чтении. Если он легко прочитывает слоги с твёрдыми и мягкими согласными, можно предложить не-сложные тексты из «Азбуки» или первые книжки (с крупным шрифтом). Не стоит ждать от

ребёнка высокого качества чтения. Чаще всего он овладевает сначала слоговым чтением, потом уже слитным и беглым.

Слушайте ребёнка, когда он читает, внимательно, терпеливо, доброжелательно.

Не забудьте научить ребёнка пользоваться при чтении указкой, она помогает ему ориентироваться в читаемом тексте.

Заниматься с ребенком чтением лучше ежедневно не менее 10 мин«,. Но не переусердствуйте, не допускайте, чтобы ребёнок уставал. Следите, чтобы книга. находилась на расстоянии 30-40 см. от глаз, а ребёнок сидел удобно; чтобы освещенность помещения была достаточной.

Публикации по теме:

Что должен уметь ребенок, поступающий в школуЧто должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Транспорт
Автор публикации:
Консультация для родителей. Тема: «Как подготовить детей 6–7 лет к школе»
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 20:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...
Конспект НОД по пластилинографии «Еловая веточка с шишкой» в подготовительной группе ДОУ
Цели : 1. Развивать творческие способности детей. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Задачи: 1....