Папки-передвижки

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

елена крылова
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение- д/с №1 «Колокольчик»

Консультация для родителей

в подготовительной группе

Тема: «Психологическая готовность детей к обучению в школе

Подготовила воспитатель подготовительной группы

Крылова Елена Владимировна

МБДОУ д/с №1 «Колокольчик»

Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность детей к обучению в школе“» размещена в разделах

г. Андреаполь

10.09. 2015 год

Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации- самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программы знаний и для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,- говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребёнка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребёнка к началу школьного обучения.

Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребёнка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в том числе и в процессе школьного обучения) человек выступает одновременно как существо биологическое и социальное, как индивид, личность и субъект деятельности. Так, например, характер общения ребёнка с окружающими, детьми и взрослыми во многом определяется генетически обусловленными особенностями основных свойств нервной системы (т. е. физиологическими особенностями); от общего физического развития и состояния здоровья зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения заданий; развитие умственных способностей является одним из условий формирования самосознание и внутренней социальной позиции в дошкольном возрасте и т. д.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе- готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности- представляет собой сложное структурное- системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Она включает: личностно-мотивационную и волевую сферу, элементарной системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определённую структуру. Учебно-важное качество (УВК, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения :

• Мотивы учения;

• Зрительный анализ (образное мышление);

• Уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

• Способность принимать учебную задачу;

• Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

• Графический навык;

• Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, её решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

В процессе обучения развиваются не только взаимосвязи отдельных УВК, но активно развиваются и сами психические качества и свойства, составляющие психологическую структуру школьной готовности. Но уже в конце первого учебного года успешность обучения мало зависит от уровня развития тех качеств, которые составляли структуру стартовой готовности к школе. Было установлено, что в конце первого класса уровень развития отдельных УВК у учащихся, имеющих различный уровень успеваемости, различается незначительно. Этот факт хорошо известен учителям начальной школы : нередки случаи,когда неглупые и с хорошей памятью ученики из благополучных семей учатся плохо, и дело здесь не только и не столько в их нерадивости и лени. Дело в том, что в процессе обучения в первом полугодии формируются те учебно-важные качества, которых нет и не могло быть в структуре стартовой готовности к школе, и сама структура готовности, как мы уже говорим, в этот период претерпевает значительные изменения. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой- как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребёнка.

Соответствие исходного уровня психического развития ребёнка требованиям школы (до начала обучения)является предпосылкой успешного усвоения на первом этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму в 1 классе, это – усвоение грамоты, первоначального чтения и письма, в этом случае мы говорим стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения программного материала происходит качественное изменение психики ребёнка, формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Характер этих изменений, степень их соответствия целям обучения будут определять готовность ребёнка к усвоению знаний на следующем этапе обучения (применительно к обучению чтению и письма- этап обучения смысловому чтению и письму целыми словами). Это вторичная готовность к обучению.

Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, нужно различать готовность к учению- готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре, продуктивных видах деятельности и т. д.) и готовность предметную, т. е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы.

Очевидно, что оба этих аспекта школьной готовности тесно связаны : ребёнок усваивает чтение, письмо и математику, выполняя учебную деятельность (в специфической для данного возраста форме).В то же время, овладевает новыми знаниями и умениями, начинающих школьник учится учиться,осваивает новый для него вид деятельности, активно развивается.

Обучение детей по определённой программе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребё нка видов деятельности: игры, рисования, конструирования др. Новизна ситуации школьного обучения заключается в том, что учебная деятельность становится основным видом деятельности ребёнка является главным условием полноценного его развития и усвоения знаний.

Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребёнок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах её решения. При этом дошкольник или первоклассник может сидеть за партой или ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстником. Главное – он принимает учебную задачу и, следовательно, учиться. Следует обратить внимание ещё на один момент: содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Так, например, по данным диагностики, дети старшей группы достаточно хорошо владеют звуковым анализом слова, знают буквы, владеют счетом в пределах 10, знают основные геометрические фигуры. Фактически в первое полугодие обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были им известны ещё в дошкольный период. В то же время всем известно, что первое полугодие в школе - самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребёнка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определённых усилий (осознанность и систематизированность знаний – основа школьного обучения и условие полноценного развития учащихся). В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребёнка форме, в привычных для него видах деятельности.

Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)».

Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями усвоения учащимся учебной деятельности и, с другой стороны, спецификой учебного материала (Д. Б. Эльконин).

Говоря о «предметной готовности» к учению, следует заметить, что главным и существенным в содержании обучения в первоначальный период является усвоение учащимся грамоты- первоначального чтения и письма. Освоение грамоты в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты – это фундамент для всего последующего обучения, неграмотный учащийся (не умеющий читать и писать) не сможет усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы. По данным исследователей, до 80% трудностей в этот период учащиеся испытывают именно при обучении чтению и особенно письму. Трудности в усвоении математики в начале школьного обучения, как правило, возникают у учащихся с низким уровнем стартовой готовности к школе, т. е. эти трудности обусловлены не спецификой учебного материала на уроках математики, а недостаточной сформированностью готовности к учебной деятельности.

Публикации по теме:

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Консультация «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» Консультация «Мотивационная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе» Подготовила воспитатель 1 категории: Красильникова.

Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению»Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению» Пояснительная записка Актуальность: Психологическая готовность к школьному обучению, является одним из важнейших этапов развития дошкольников.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям.

Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Когда ребенок достигает 6-7-летнего возраста, многих родителей начинают.

Психологическая готовность к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению это достижение ребенком определенного уровня развития познавательных процессов, сформированность.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Родительское собрание Подготовила практический психолог: Щербань Н. А. «специалист.

Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей» Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 10:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем елена крылова (УИ 756693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД