елена крылова
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение- д/с №1 «Колокольчик»
в подготовительной группе
Тема: «Психологическая готовность детей к обучению в школе.»
Подготовила воспитатель подготовительной группы
Крылова Елена Владимировна
МБДОУ д/с №1 «Колокольчик»
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность детей к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
г. Андреаполь
10.09. 2015 год
Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации- самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программы знаний и для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,- говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребёнка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребёнка к началу школьного обучения.
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребёнка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в том числе и в процессе школьного обучения) человек выступает одновременно как существо биологическое и социальное, как индивид, личность и субъект деятельности. Так, например, характер общения ребёнка с окружающими, детьми и взрослыми во многом определяется генетически обусловленными особенностями основных свойств нервной системы (т. е. физиологическими особенностями); от общего физического развития и состояния здоровья зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения заданий; развитие умственных способностей является одним из условий формирования самосознание и внутренней социальной позиции в дошкольном возрасте и т. д.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе- готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности- представляет собой сложное структурное- системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Она включает: личностно-мотивационную и волевую сферу, элементарной системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определённую структуру. Учебно-важное качество (УВК, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения :
• Мотивы учения;
• Зрительный анализ (образное мышление);
• Уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
• Способность принимать учебную задачу;
• Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
• Графический навык;
• Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
• Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, её решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.
В процессе обучения развиваются не только взаимосвязи отдельных УВК, но активно развиваются и сами психические качества и свойства, составляющие психологическую структуру школьной готовности. Но уже в конце первого учебного года успешность обучения мало зависит от уровня развития тех качеств, которые составляли структуру стартовой готовности к школе. Было установлено, что в конце первого класса уровень развития отдельных УВК у учащихся, имеющих различный уровень успеваемости, различается незначительно. Этот факт хорошо известен учителям начальной школы : нередки случаи,когда неглупые и с хорошей памятью ученики из благополучных семей учатся плохо, и дело здесь не только и не столько в их нерадивости и лени. Дело в том, что в процессе обучения в первом полугодии формируются те учебно-важные качества, которых нет и не могло быть в структуре стартовой готовности к школе, и сама структура готовности, как мы уже говорим, в этот период претерпевает значительные изменения. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.
Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой- как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребёнка.
Соответствие исходного уровня психического развития ребёнка требованиям школы (до начала обучения)является предпосылкой успешного усвоения на первом этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму в 1 классе, это – усвоение грамоты, первоначального чтения и письма, в этом случае мы говорим стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения программного материала происходит качественное изменение психики ребёнка, формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Характер этих изменений, степень их соответствия целям обучения будут определять готовность ребёнка к усвоению знаний на следующем этапе обучения (применительно к обучению чтению и письма- этап обучения смысловому чтению и письму целыми словами). Это вторичная готовность к обучению.
Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, нужно различать готовность к учению- готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре, продуктивных видах деятельности и т. д.) и готовность предметную, т. е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы.
Очевидно, что оба этих аспекта школьной готовности тесно связаны : ребёнок усваивает чтение, письмо и математику, выполняя учебную деятельность (в специфической для данного возраста форме).В то же время, овладевает новыми знаниями и умениями, начинающих школьник учится учиться,осваивает новый для него вид деятельности, активно развивается.
Обучение детей по определённой программе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребё нка видов деятельности: игры, рисования, конструирования др. Новизна ситуации школьного обучения заключается в том, что учебная деятельность становится основным видом деятельности ребёнка является главным условием полноценного его развития и усвоения знаний.
Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребёнок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах её решения. При этом дошкольник или первоклассник может сидеть за партой или ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстником. Главное – он принимает учебную задачу и, следовательно, учиться. Следует обратить внимание ещё на один момент: содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Так, например, по данным диагностики, дети старшей группы достаточно хорошо владеют звуковым анализом слова, знают буквы, владеют счетом в пределах 10, знают основные геометрические фигуры. Фактически в первое полугодие обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были им известны ещё в дошкольный период. В то же время всем известно, что первое полугодие в школе - самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребёнка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определённых усилий (осознанность и систематизированность знаний – основа школьного обучения и условие полноценного развития учащихся). В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребёнка форме, в привычных для него видах деятельности.
Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)».
Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями усвоения учащимся учебной деятельности и, с другой стороны, спецификой учебного материала (Д. Б. Эльконин).
Говоря о «предметной готовности» к учению, следует заметить, что главным и существенным в содержании обучения в первоначальный период является усвоение учащимся грамоты- первоначального чтения и письма. Освоение грамоты в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты – это фундамент для всего последующего обучения, неграмотный учащийся (не умеющий читать и писать) не сможет усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы. По данным исследователей, до 80% трудностей в этот период учащиеся испытывают именно при обучении чтению и особенно письму. Трудности в усвоении математики в начале школьного обучения, как правило, возникают у учащихся с низким уровнем стартовой готовности к школе, т. е. эти трудности обусловлены не спецификой учебного материала на уроках математики, а недостаточной сформированностью готовности к учебной деятельности.