Ольга Двужилова
Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность:
Психологическая готовность к школьному обучению, является одним из важнейших этапов развития дошкольников. Переход из детского сада в школу – это не только изменения в привычном образе жизни, но и выстраивание новых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, принятие новой роли «Школьника». Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый классы общеобразовательной школы не готовыми к обучению. Большинство авторов пришли к общему мнению: основной причиной неготовности к школьному обучению «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения». [1, стр. 102].
Публикация «Проект: „Психологическая готовность к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Актуальность проблемы психологической готовности детей к школьному обучению вызывает интерес ученых разных стран. В России начиная с ХХ века, данная проблема становится предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Вопросы готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи : Л. И. Божович, Л. А. Вергер, А. Л. Вергер., Л. С. Выготский, А. Керн, А. Л. лурия, С. Я. Рубенштейн и многие другие. Авторы дали не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассмотрели вопросы дифференцированного подхода при подготовке к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Л. И. Божович указал, что готовность к обучению у школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной реакции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Паспорт проекта:
1. Наименование проекта: «Психологическая готовность к школьному обучению»»;
2. Разрабодчик проекта: Двужилова Ольга Валерьевна педагог-психолог МБДОУ детский сад№55 «Сказка» г. Щелково;
3. Возрастаная группа: подготовительные группы детского сада (6-7 лет);
4. Цель проекта: Исследование психологической готовности к школе у детей подготовительных групп, разработка психокоррекционной программы для повышения уровня готовности воспитанников 6-7 лет к школьному обучению;
5. Задачи проекта:
Для детей:
• формирование у детей положительного отношения к обучению;
• формирование познавательной активности у воспитанников;
• формирование учебной мотивации у детей 6-7 лет;
• развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие и т. д.).
Для родителей:
• познакомить родителей с возрастными особенностями детей 6-7 лет;
• повысить психологическую компетентность родителей в вопросе психологической готовности детей к школьному обучению.
Для педагогов:
• повысить уровень профессиональной и психологической компетентности педагогов при подготовке к школе детей 6-7 лет.
6. Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – май 2016 года;
7. Тип проекта: долгосрочный;
8. Участники проекта: дети подготовительных групп, родители, воспитатели;
9. Место проведения: МБДОУ детский сад №55 «Сказка» г. Щелково;
10. Методы проекта:
• Анализ литературы по данной теме;
• Первичная диагностика детей подготовительных групп;
• Консультация родителей и воспитателей (групповая, индивидуальная);
• Проведение психокоррекционных занятий с детьми подготовительных групп;
• Вторичная диагностика детей.
11. Предполагаемый результат:
• у детей появится положительное отношение к школе и повысится школьная мотивация;
• сформируется «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительных групп;
• повысится психологическая грамотность родителей в вопросах воспитания и подготовки к школьному обучению детей 6-7 лет;
• повысится психологическая компетентность воспитателей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
Описание проекта
Подготовительный этап: (сентябрь)
- изучение литературы по вопросам психологической готовности к обучению в школе;
- выступление на родительском собрании. Тема: «Психологическая готовность к школе» (см. приложение №1);
- разработка памятки для родителей: «Как подготовить ребенка к школьному обучению!» (см. приложение №2);
- диагностика детей подготовительных групп, для выявления воспитанников с низким и ниже среднего уровнем психологической готовности к школьному обучению;
- составление комплекса психокоррекционных занятий, направленных на повышение уровня психологической готовности к школьному обучению у детей подготовительных групп.
Практический (основной) этап: (октябрь-апрель)
• Октябрь – апрель - подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми попавшими в группу «риска». Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и занятия на развитие познавательных психических процессов, но и занятия на развитие мелкой моторики. В каждом занятии 1-2 дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие познавательных психических процессов, графически диктант, физкультминутка или малоподвижная игра, пальчиковая гимнастика, работа в тетради (см. приложение №3).
• Январь – оформление папок передвижек на тему: «Скоро в школу».
Заключительный этап: (май)
- проведение повторной диагностики готовности к школе с детьми посещающими коррекцинно-развивающие занятия;
- консультация для родителей по итогам диагностики;
- консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку в адаптации к школе?» (см. приложение №4).
Заключение
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.
В период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как "Я сам", как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Литература
1. Безруких, М. М. Ребёнок – непоседа [Текст]: учебник / М. М. Безруких - Москва: Вентана – Граф, 2006.
2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: учебник / З. М. Богуславская - Москва: Просвещение, 1991.
3. Вся дошкольная программа. Тесты [Текст]: учебник / Тесты- Москва, Росмэн, 2007.
4. Голубь, В. Т. Графические диктанты [Текст]: пособие для работы с детьми 5-7 лет. / В. Т. Голубь - Москва: ВАКО, 2004.
5. Земцова, О. Н. Тесты для детей 5-6 лет [Текст]: учебник /О. Н. Земцова - Москва: Махаон, 2008.
6. Ковалева, Е. С. Готовим ребенка к школе [Текст]: учебник / Е. С. Ковалева - Москва: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.
7. Панфилова, М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников [Текст]: учебник / М. А. Панфилова - Москва: Сфера, 2007.
8. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст]: учебник / А. Л. Сиротюк - Москва : ТЦ Сфера, 2002.
9. Харитонова, Н. Е. В школу – с игрой Н. Е. Харитонова - Москва: Просвещение, 1991.