Приложение МААМ

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития

Екатерина Журихина
Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество детей с проблемами в развитии неуклонно растет.

В ряде исследований убедительно доказана возможность возникновения психических нарушений субклинического и клинического уровня в условиях депривации, характеризующейся недостаточностью или обеднением одной из сторон психической деятельности — интеллектуальной, эмоциональной, сенсорной, моторной, когнитивной.

Публикация «Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Особенно ярко эти дефекты проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство детей с нарушением интеллекта оказываются не способными к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием интеллектуальной, познавательной и личностной сфер.

Детей с ЗПР отличают низкая познавательная активность, обусловленная несформированностью мотивационной сферы, «интеллектуальная пассивность», проявляющаяся в нежелании решать поставленные задачи, недостаточный уровень развития мыслительных операций: проявления инертности, склонность к использованию первоначально найденных способов решения (Т. В. Егорова, С. Л. Славина, А. Н. Цымбалюк и др.).

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском обществе.

В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л. С. Выготского (1983, Л. И. Божович (1968, Л. А. Венгера (1978, 1994, Н. Н. Поддьякова (1989, Д. Б. Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л. С. Выготским и разработанные Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению. В содержание психологической готовности Д. Б. Эльконин включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению. Но стоит отметить, что исследование готовности к школьному обучению у детей с нарушениями интеллекта рассмотрены недостаточно.

Согласно исследованиям разных авторов, отмечается рождение большего количества детей с нарушениями интеллекта - число детей с ЗПР колеблется в пределах от 5 до 11 %, а в крупных городах доходит до 30%. Обучение детей с ЗПР проводится в специализированных школах, что снижает возможность интеграции и адаптации дошкольников в социуме.

Негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловлены, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений.

Учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении ориентируется на индивидуальные особенности детей, что делает возможным целенаправленно реализовать коррекционно-развивающие программы, направленные на формирование интеллектуальной, эмоциональной готовности детей с ЗПР к школе.

Стоит отметить, что в настоящее время исследование готовности детей с ЗПР проводятся недостаточно часто, остается неразрешенным вопрос о систематизации проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР по повышению уровня подготовки к школьному обучению.

На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно осуществлять психолого-педагогическое изучение детей «групп риска» с целью своевременного оказания психокоррекционной помощи детям с нерезко выраженными отклонениями.

Готовность педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности зависит от овладения системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению; формирования практических навыков диагностики и коррекции задержки психического развития.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для интенсивного интеллектуального, эмоционального, социального развития. При условии ранней диагностики и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны преодолеть психическое недоразвитие до начала систематического обучения.

Публикации по теме:

Готовность к школьному обучению детей с ОНР в подготовительной группе Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Необходимо отметить, что дошкольный.

Готовность к школьному обучению К 6-7 годам поведение ребёнка обычно выравнивается, он становится более критичным к своим поступкам, начинает соразмерять свои желания с.

Готовность к школьному обучению (продолжение) Первая школа ребёнка — Ваш дом. Благодаря исследованиям Ж. Пиаже, Б. Блума, Э. Эриксона, мы знаем, что запас знаний, который необходим для.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению»Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению» Пояснительная записка Актуальность: Психологическая готовность к школьному обучению, является одним из важнейших этапов развития дошкольников.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению это достижение ребенком определенного уровня развития познавательных процессов, сформированность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 9 августа 2016 в 19:29
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Журихина (УИ 723432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД