Ольга Юртаева
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.
Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзивного обучения детей в ДОО — процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
Публикация «Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получения образование соответствующего уровня. Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень образования имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, т. е. инклюзии.
Это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В процессе, которой специалистами создаются условия, предоставляется необходимая и достаточная поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Совместное воспитание и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающие сверстники,
о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и дети с ЗПР.
Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, они не являются умственно отсталыми.
Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практике.
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Для внедрения новшеств в систему образования, с использованием инклюзии в работе с детьми с ЗПР. Ставиться ряд специальных задач:
- Реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
- Реализация права ребенка с ЗПР на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- Оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.
- Обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;
- Выстраивание индивидуальных коррекционно — образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
- Сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ЗПР;
Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов и педагогов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей проводится ежемесячно или по запросу педагогов.
Развитие инклюзивной компетентности воспитателей является главной задачей для применения полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.
Наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются снижение работоспособности и повышенная истощаемость; неустойчивость внимания и своеобразное поведение; недостаточная продуктивность произвольной памяти; более низкий уровень развития восприятия; нарушение двигательных способностей; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; трудности в счете, решении задач; неудовлетворительный навык каллиграфии.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у них вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия.
Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных действий, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития постоянно испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, педагоги подбирают соответствующие коммуникативные игры и упражнения.
Ежедневно в группах ДУ проводятся пальчиковые игры и упражнения. Особо нравятся детям игры с речевым сопровождением с использованием прищепок.
В блоке совместной деятельности с детьми старшего возраста организуются тематические занятия: «Зоопарк», «Мы на луг ходили», «Аквамир», «Космос», где дети узнают новую информацию. Используя продуктивную деятельность в виде лепки, могут принять участие в создании общей композиции на протяжении нескольких занятий.
В этом виде деятельности организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей :
- повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;
- развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- развивает творчество, фантазию и воображение;
- развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
- способствует развитию речевой и познавательной активности;
И здесь хотелась бы отметить: нередко дети с задержкой психического развития стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обуславливается рядом причин.
- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Вывод такой, инсценировки помогают детям раскрепоститься, развивают словотворчество : формирование в речи детей эмоциональной лексики, развитие навыков интонационной выразительности речи, развитие творческих способностей в речевой деятельности, создание положительного эмоционального фона.
Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития не только ребенка с ограниченными возможностями, но и общества в целом. По мнению родителей «… .Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает для развития ребенка гораздо больше, чем месяц коррекционной работы.» Возможно, это позволяет запустить скрытые компенсаторные резервы организма. Наши дети стали увереннее в себе, начали активно и с интересом взаимодействовать с окружающим миром. Все это способствует интеллектуальному и речевому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе. Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем интеграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Как показывает опыт, инклюзивный подход направлен на более полное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и персонала). Совместное сотрудничество создает особую среду и культуру, в которой абсолютно все будут равноценны и причастны. Практика совместной работы и участия основывается и поддерживается совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми учитывались особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека.
Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ЗПР, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.