Папки-передвижки

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития

Ольга Юртаева
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.

Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзивного обучения детей в ДОО — процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Публикация «Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получения образование соответствующего уровня. Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень образования имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, т. е. инклюзии.

Это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В процессе, которой специалистами создаются условия, предоставляется необходимая и достаточная поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Совместное воспитание и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающие сверстники,

о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и дети с ЗПР.

Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, они не являются умственно отсталыми.

Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практике.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Для внедрения новшеств в систему образования, с использованием инклюзии в работе с детьми с ЗПР. Ставиться ряд специальных задач:

- Реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.

- Реализация права ребенка с ЗПР на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

- Оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.

- Обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;

- Выстраивание индивидуальных коррекционно — образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;

- Сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ЗПР;

Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов и педагогов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей проводится ежемесячно или по запросу педагогов.

Развитие инклюзивной компетентности воспитателей является главной задачей для применения полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.

Наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются снижение работоспособности и повышенная истощаемость; неустойчивость внимания и своеобразное поведение; недостаточная продуктивность произвольной памяти; более низкий уровень развития восприятия; нарушение двигательных способностей; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; трудности в счете, решении задач; неудовлетворительный навык каллиграфии.

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у них вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия.

Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных действий, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию.

Учитывая, что дети с задержкой психического развития постоянно испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, педагоги подбирают соответствующие коммуникативные игры и упражнения.

Ежедневно в группах ДУ проводятся пальчиковые игры и упражнения. Особо нравятся детям игры с речевым сопровождением с использованием прищепок.

В блоке совместной деятельности с детьми старшего возраста организуются тематические занятия: «Зоопарк», «Мы на луг ходили», «Аквамир», «Космос», где дети узнают новую информацию. Используя продуктивную деятельность в виде лепки, могут принять участие в создании общей композиции на протяжении нескольких занятий.

В этом виде деятельности организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей :

- повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;

- развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- развивает творчество, фантазию и воображение;

- развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

- способствует развитию речевой и познавательной активности;

И здесь хотелась бы отметить: нередко дети с задержкой психического развития стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обуславливается рядом причин.

- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Вывод такой, инсценировки помогают детям раскрепоститься, развивают словотворчество : формирование в речи детей эмоциональной лексики, развитие навыков интонационной выразительности речи, развитие творческих способностей в речевой деятельности, создание положительного эмоционального фона.

Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития не только ребенка с ограниченными возможностями, но и общества в целом. По мнению родителей «… .Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает для развития ребенка гораздо больше, чем месяц коррекционной работы.» Возможно, это позволяет запустить скрытые компенсаторные резервы организма. Наши дети стали увереннее в себе, начали активно и с интересом взаимодействовать с окружающим миром. Все это способствует интеллектуальному и речевому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе. Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем интеграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Как показывает опыт, инклюзивный подход направлен на более полное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и персонала). Совместное сотрудничество создает особую среду и культуру, в которой абсолютно все будут равноценны и причастны. Практика совместной работы и участия основывается и поддерживается совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми учитывались особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека.

Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ЗПР, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

Публикации по теме:

Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Доклад СЛАЙД 1 (Тема). Уважаемые коллеги, сегодня поговорим и о дошкольниках с задержкой психического развития. СЛАЙД 2. Проблема слабовыраженных.

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Конспект руководства игровой деятельностью детей с задержкой психического развития в подготовительной группе Название игр: Дидактическая игра «Чем отличаются?». Сюжетно-ролевая «Больница». Подвижная игра «Затейник». Задачи : 1) Образовательные задачи:.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности представлений об окружающем мире у детей 4–5 лет с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 11 июня 2016 в 23:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Юртаева (УИ 282202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД