Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Юлия Забабурина
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (с-м Дауна, умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений».

Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развивался максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка [№ 6, стр. 4].

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма (компонентов эстетического чувства, психических процессов, воображения, фантазии. Что, в свою очередь, развивает творческие способности.

Рисование – это естественная потребность ребенка. Оно не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире [№ 5, стр. 10].

Именно поэтому, по мнению многих педагогов (Н. В Квач, М. А. Касицына, М. М. Безруких, О. С. Жукова и др., рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Ведь под рукой наших детей возникают самые разнообразные рисунки: и большеголовые друзья, и синие деревья, и красные горы, и оранжевые верблюды, и неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем.

Поскольку дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития ребенка, то именно в этот период у него формируются те качества, навыки и умения, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и обучения.

Согласно исследованиям многих известных педагогов (Л. С. Выготский, О. В. Защеринская, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, Н. Ю. Борякова, Е. А. Стребелева и др.) в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этих отклонений является задержка психического развития. Подобное нарушение Лебединский В. В. характеризует отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Иными словами ЗПР – это нестойкое обратимое нарушение психического развития или замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний у детей, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов [№ 2, стр. 120].

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Среди причин ЗПР выделяют следующие (по классификации этиологии возникновения ЗПР В. В. Лебединского):

• Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.

• Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).

• Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.

• Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т. д.) [№ 3, стр. 15].

Согласно классификации форм ЗПР, которую дала К. С. Лебединская, существуют 4 формы ЗПР. Но в своей работе я чаще всего встречаюсь лишь с двумя формами задержки психического развития [№ 4, стр. 155]. А именно:

• ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.

• ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.

По мнению О. В. Защеринской дети с задержкой психического развития обладают следующими специфическими особенностями развития:

• Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;

• Незрелость ЭВС;

• Своеобразное поведение;

• Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;

Недоразвитие ВПФ;

• Недостаточная сформированность познавательной деятельности [№ 2, стр. 220].

И эти особенности развития затрудняют формирование изобразительной деятельности и элементарного письма у детей с задержкой психического развития. Работая с такими детьми и постоянно наблюдая за ними я обнаружила, что изобразительная деятельность детей с ЗПР также обладает рядом специфических закономерностей. Среди таких закономерностей можно выделить:

-качественно-динамическое своеобразие гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно-пространственной функции;

-некоторые особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

-недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

-отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушение регуляции произвольных движений;

-снижение объема кратковременной и долговременной памяти;

-недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания);

-общее снижение мотивации деятельности.

Как уже было сказано ранее, все эти специфические закономерности отрицательно влияют на формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития. Что, в свою очередь, нарушает познание ребенком окружающего мира и приводит к нарушению формирования полноценной личности ребенка. Таким образом, развитие графических умений является одной из важнейших задач обучения детей с задержкой психического развития, так как графические умения являются важной составляющей при обучении детей рисованию и письму. Именно поэтому меня и заинтересовала данная тема.

Перед началом работы мною было проведено диагностическое обследование уровня развития графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное обследование проводилось по 5 методикам: «Нарисуй целое», «Домик», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Варежка» (описание методик отражено в приложении 1).

Из результатов данного обследования видно, что у детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. При выполнении графических заданий они не могли провести прямые, волнистые и ломаные линии, не удерживали карандаши, кисточки. Они не были заинтересованы в результате своей работы и не могли сдерживать свои непосредственные побуждения самостоятельно.

Далее мною были определены цель и задачи моей работы.

Цель: формирование графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

2) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

3) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

4) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

5) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

6) Развитие навыка рисования параллельных линий.

7) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

8) Развитие ориентирования на листе бумаги.

9) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

10) Формирование у детей интереса к рисованию.

11) Развитие творческих способностей.

12) Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

Перед началом работы были разработаны уровни сформированности графических умений и навыков у детей с ЗПР.

Низкий уровень: У детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. Они не могут удержать карандаш, фломастер, восковой мелок, кисточку; не могут провести прямые, косые и циклические линии. При выполнении графических заданий не заинтересованы в результате. Не способны сдерживать свои непосредственные побуждения без внешнего контроля, самостоятельно регулировать силу нажима. Значительно нарушен мышечный тонус кисти (1 балл).

Средний уровень: Незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Испытывают затруднения при пользовании карандашом, кисточкой, фломастером. Владеют умением рисовать прямые, косые и циклические линии. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения графических заданий требуется внешний контроль и стимуляция. При выполнении графических заданий наблюдается неустойчивая заинтересованность в результате своей работы. Испытывают затруднения при регуляции силы нажима. Наблюдаются слабые навыки самоконтроля. Незначительно нарушен мышечный тонус кисти (2 балла).

Высокий уровень: Сформирована точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Достаточно хорошо развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеют правильно держать карандаш, кисточку, фломастер, восковой мелок, ручку. Владеет умением проводить прямые, косые и цикличные линии, раскручивающиеся и закручивающиеся спирали. Умеют самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения. При выполнении графических заданий стремятся к достижению результата, преодолению трудностей, могут самостоятельно регулировать силу нажима. Владеют самоконтролем (3 балла).

Далее мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей по обучению графическим умениям и навыкам детей с ЗПР:

-перед выполнением графического задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

-перед выполнением графического задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

- при выполнении графических заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.

-при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

-длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

-при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).

-после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

Затем я разработала и апробировала систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная система была организована с учетом следующих принципов коррекционно-образовательной работы:

1) Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей.

2) Принцип систематичности и последовательности.

3) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

4) Построение обучения с учетом интересов, способностей и потребностей детей.

5) Принцип от простого к сложному.

И проходила в три этапа:

-подготовительный (01.09.20011 – 30.09.2011г)

-основной (01.10.2011 – 30.04.2013г)

-заключительный (01.05.2013 – 31.05.2013г)

На подготовительном этапе решались следующие задачи:

-изучить теоретическую литературу по проблеме.

- подобрать методики для проведения изучения графических навыков у детей с ЗПР.

-изучить уровень развития графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На основном этапе была апробирована система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Данная система была апробирована в условиях специализированной группы комбинированного ДОУ для детей с ЗПР.

И решались следующие задачи:

13) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

14) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

15) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

16) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

17) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

18) Развитие навыка рисования параллельных линий.

19) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

20) Развитие ориентирования на листе бумаги.

21) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

22) Формирование у детей интереса к рисованию.

23) Развитие творческих способностей.

24) Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

На заключительном этапе было проведено повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и определить успешность апробации данной системы КПР.

Перед началом работы была создана коррекционная развивающая среда (она отражена в приложении 2)

Система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков состоит из трех блоков:

1) Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.

2) Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

3) Комплекс графических упражнений для родителей.

В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия, включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 25 до 30 минут. Форма работы: индивидуальная. Комплекс занятий отражен в приложении 2. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л. А. Григорян и Б. К. Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.

В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдались нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др., то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:

-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.

-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.

-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику (индивидуальный маршрут по формированию графических навыков для детей на год отражен в приложении 4).

Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, созданный для воспитателей (он отражен в приложении 5). Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:

-проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.

-рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.

-штриховать прямыми и косыми линиями.

-рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.

На втором этапе дети учились:

-рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.

-штриховать.

-обводить.

-ориентироваться на листе бумаги.

На третьем этапе дети учились:

-рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.

В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, разработанный для родителей (он отражен в приложении 6). В данный комплекс вошли следующие графические задания:

-рисование горизонтальных и вертикальных линий.

-рисование пересеченных линий.

-рисование наклонных линий.

-рисование волнистых линий.

-рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.

-рисование ломаных линий.

-рисование кругов и овалов.

-рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.

-обведение по контуру, штрихование.

-рисование по точкам и цифрам.

-рисование по клеточкам.

После двух лет работы по данной системе коррекционно-педагогической работы снова было проведено диагностическое обследование уровня развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Из данных диагностики видно, что у детей сформировалась база предметно-практических образов, зрительно-моторная координация, они научились правильно держать карандаш, кисточку и ручку, овладели умением проводить прямые, косые, цикличные и петлевидные линии, круги, овалы и спирали. Научились самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения, овладели навыками самоконтроля. При выполнении графических заданий научились самостоятельно регулировать силу нажима на карандаш, преодолевать трудности и отмечать результат выполненной работы. Дети также научились достаточно хорошо ориентироваться на листе бумаги. У них сформировался интерес к рисованию и стали развиваться творческие способности.

Результаты работы.

Таким образом, апробация данной системы коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития прошла успешно.

У детей появились значительные результаты:

-они научились рисовать разнообразные линии и штриховать в разных направлениях.

-у них сформировалась база предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

-у них значительно улучшилась тонкая моторика кисти руки и зрительно-моторная координация.

-они стали более усидчивыми, внимательными, научились доводить работу до логического конца.

-у них стали развиваться творческие способности.

Поэтому на будущий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы.

Список литературы:

1) Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР в условиях специального детского сада//Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - № 2.

2) Защеринская О. В. Психология детей с ЗПР. - М.: Академия, 2006.

3) Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Академия, 2002.

4) Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.

5) Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Владос, 2001.

6) Безруких М. М. 10 простых шагов к красивому и правильному письму. – Екатеринбург, 2010.

7) Голубь В. Т. Графические диктанты. – М.: Вако, 2009.

8) Жукова О. С. Готовим руку к письму. – М.: Астрель, 2010.

9) Давыдова Т. Тренируем руку и пальчики. М.: Стрекоза, 2009.

10) Меньшикова И. А. Пропись – штриховка. М.: Адонис, 2004.

11) Новиковская О. А. Готовим руку к письму. Веселые точки. – М.: Астрель, 2011.

12) Ходжер Л. И., Усова Е. М. Штриховка № 1. – М.: Белый ветер, 2001.

13) Квартник Т. А. Готовим руку к письму.

14) Жукова О. С. Тренируем пальчики. – М.: Астрель, 2010.

15) Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Раксрась по цифрам. – М.: Академия развития, 2007.

16) Вахтин В. Л. Готовим руку к письму. – М.: Омега, 2010.

17) Вахтин В. Л. Цифры: пишем и считаем. – М.: Омега, 2010.

18) Татаринкова Л. Ю. Готовим руку к письму. Штриховка – дорисовка. СПб: Литера, 2013.

19) Бурдина С. В. Готовимся к письму. Часть 1, часть 2. – Киров: Вятка, 2010.

20) Немирова Е. Прописи. Штриховка – дорисовка. М.: Стрекоза, 2010.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством развития навыков гигиены и самообслуживания Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через развитие навыков гигиены и самообслуживания. "Я не боюсь еще.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 18:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30-сентября День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Консультация по математике для детей дошкольного возраста
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Экскурсия в библиотеку. Фототчет
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край — люби и знай» (средняя группа «Божьи коровки»)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....