МААМ-картинки

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Юлия Забабурина
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (с-м Дауна, умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).

Публикация «Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений».

Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развивался максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка [№ 6, стр. 4].

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма (компонентов эстетического чувства, психических процессов, воображения, фантазии. Что, в свою очередь, развивает творческие способности.

Рисование – это естественная потребность ребенка. Оно не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире [№ 5, стр. 10].

Именно поэтому, по мнению многих педагогов (Н. В Квач, М. А. Касицына, М. М. Безруких, О. С. Жукова и др., рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Ведь под рукой наших детей возникают самые разнообразные рисунки: и большеголовые друзья, и синие деревья, и красные горы, и оранжевые верблюды, и неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем.

Поскольку дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития ребенка, то именно в этот период у него формируются те качества, навыки и умения, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и обучения.

Согласно исследованиям многих известных педагогов (Л. С. Выготский, О. В. Защеринская, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, Н. Ю. Борякова, Е. А. Стребелева и др.) в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этих отклонений является задержка психического развития. Подобное нарушение Лебединский В. В. характеризует отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Иными словами ЗПР – это нестойкое обратимое нарушение психического развития или замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний у детей, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов [№ 2, стр. 120].

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Среди причин ЗПР выделяют следующие (по классификации этиологии возникновения ЗПР В. В. Лебединского) :

• Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.

• Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).

• Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.

• Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т. д.) [№ 3, стр. 15].

Согласно классификации форм ЗПР, которую дала К. С. Лебединская, существуют 4 формы ЗПР. Но в своей работе я чаще всего встречаюсь лишь с двумя формами задержки психического развития [№ 4, стр. 155]. А именно:

• ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.

• ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.

По мнению О. В. Защеринской дети с задержкой психического развития обладают следующими специфическими особенностями развития :

• Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;

• Незрелость ЭВС;

• Своеобразное поведение;

• Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;

Недоразвитие ВПФ;

• Недостаточная сформированность познавательной деятельности [№ 2, стр. 220].

И эти особенности развития затрудняют формирование изобразительной деятельности и элементарного письма у детей с задержкой психического развития. Работая с такими детьми и постоянно наблюдая за ними я обнаружила, что изобразительная деятельность детей с ЗПР также обладает рядом специфических закономерностей. Среди таких закономерностей можно выделить:

-качественно-динамическое своеобразие гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно-пространственной функции;

-некоторые особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

-недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

-отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушение регуляции произвольных движений;

-снижение объема кратковременной и долговременной памяти;

-недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания);

-общее снижение мотивации деятельности.

Как уже было сказано ранее, все эти специфические закономерности отрицательно влияют на формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития. Что, в свою очередь, нарушает познание ребенком окружающего мира и приводит к нарушению формирования полноценной личности ребенка. Таким образом, развитие графических умений является одной из важнейших задач обучения детей с задержкой психического развития, так как графические умения являются важной составляющей при обучении детей рисованию и письму. Именно поэтому меня и заинтересовала данная тема.

Перед началом работы мною было проведено диагностическое обследование уровня развития графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное обследование проводилось по 5 методикам: «Нарисуй целое», «Домик», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Варежка» (описание методик отражено в приложении 1).

Из результатов данного обследования видно, что у детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. При выполнении графических заданий они не могли провести прямые, волнистые и ломаные линии, не удерживали карандаши, кисточки. Они не были заинтересованы в результате своей работы и не могли сдерживать свои непосредственные побуждения самостоятельно.

Далее мною были определены цель и задачи моей работы.

Цель: формирование графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

2) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

3) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

4) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

5) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

6) Развитие навыка рисования параллельных линий.

7) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

8) Развитие ориентирования на листе бумаги.

9) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

10) Формирование у детей интереса к рисованию.

11) Развитие творческих способностей.

12) Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

Перед началом работы были разработаны уровни сформированности графических умений и навыков у детей с ЗПР.

Низкий уровень: У детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. Они не могут удержать карандаш, фломастер, восковой мелок, кисточку; не могут провести прямые, косые и циклические линии. При выполнении графических заданий не заинтересованы в результате. Не способны сдерживать свои непосредственные побуждения без внешнего контроля, самостоятельно регулировать силу нажима. Значительно нарушен мышечный тонус кисти (1 балл).

Средний уровень: Незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Испытывают затруднения при пользовании карандашом, кисточкой, фломастером. Владеют умением рисовать прямые, косые и циклические линии. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения графических заданий требуется внешний контроль и стимуляция. При выполнении графических заданий наблюдается неустойчивая заинтересованность в результате своей работы. Испытывают затруднения при регуляции силы нажима. Наблюдаются слабые навыки самоконтроля. Незначительно нарушен мышечный тонус кисти (2 балла).

Высокий уровень: Сформирована точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Достаточно хорошо развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеют правильно держать карандаш, кисточку, фломастер, восковой мелок, ручку. Владеет умением проводить прямые, косые и цикличные линии, раскручивающиеся и закручивающиеся спирали. Умеют самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения. При выполнении графических заданий стремятся к достижению результата, преодолению трудностей, могут самостоятельно регулировать силу нажима. Владеют самоконтролем (3 балла).

Далее мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей по обучению графическим умениям и навыкам детей с ЗПР :

-перед выполнением графического задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

-перед выполнением графического задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

- при выполнении графических заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.

-при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

-длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

-при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).

-после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

Затем я разработала и апробировала систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная система была организована с учетом следующих принципов коррекционно-образовательной работы:

1) Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей.

2) Принцип систематичности и последовательности.

3) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

4) Построение обучения с учетом интересов, способностей и потребностей детей.

5) Принцип от простого к сложному.

И проходила в три этапа:

-подготовительный (01.09.20011 – 30.09.2011г)

-основной (01.10.2011 – 30.04.2013г)

-заключительный (01.05.2013 – 31.05.2013г)

На подготовительном этапе решались следующие задачи:

-изучить теоретическую литературу по проблеме.

- подобрать методики для проведения изучения графических навыков у детей с ЗПР.

-изучить уровень развития графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На основном этапе была апробирована система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Данная система была апробирована в условиях специализированной группы комбинированного ДОУ для детей с ЗПР.

И решались следующие задачи:

13) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

14) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

15) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

16) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

17) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

18) Развитие навыка рисования параллельных линий.

19) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

20) Развитие ориентирования на листе бумаги.

21) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

22) Формирование у детей интереса к рисованию.

23) Развитие творческих способностей.

24) Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.

На заключительном этапе было проведено повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и определить успешность апробации данной системы КПР.

Перед началом работы была создана коррекционная развивающая среда (она отражена в приложении 2)

Система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков состоит из трех блоков:

1) Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.

2) Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

3) Комплекс графических упражнений для родителей.

В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия, включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 25 до 30 минут. Форма работы : индивидуальная. Комплекс занятий отражен в приложении 2. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л. А. Григорян и Б. К. Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.

В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдались нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др., то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:

-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.

-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.

-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику (индивидуальный маршрут по формированию графических навыков для детей на год отражен в приложении 4).

Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, созданный для воспитателей (он отражен в приложении 5). Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:

-проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.

-рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.

-штриховать прямыми и косыми линиями.

-рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.

На втором этапе дети учились:

-рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.

-штриховать.

-обводить.

-ориентироваться на листе бумаги.

На третьем этапе дети учились:

-рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.

В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, разработанный для родителей (он отражен в приложении 6). В данный комплекс вошли следующие графические задания :

-рисование горизонтальных и вертикальных линий.

-рисование пересеченных линий.

-рисование наклонных линий.

-рисование волнистых линий.

-рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.

-рисование ломаных линий.

-рисование кругов и овалов.

-рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.

-обведение по контуру, штрихование.

-рисование по точкам и цифрам.

-рисование по клеточкам.

После двух лет работы по данной системе коррекционно-педагогической работы снова было проведено диагностическое обследование уровня развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Из данных диагностики видно, что у детей сформировалась база предметно-практических образов, зрительно-моторная координация, они научились правильно держать карандаш, кисточку и ручку, овладели умением проводить прямые, косые, цикличные и петлевидные линии, круги, овалы и спирали. Научились самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения, овладели навыками самоконтроля. При выполнении графических заданий научились самостоятельно регулировать силу нажима на карандаш, преодолевать трудности и отмечать результат выполненной работы. Дети также научились достаточно хорошо ориентироваться на листе бумаги. У них сформировался интерес к рисованию и стали развиваться творческие способности.

Результаты работы.

Таким образом, апробация данной системы коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития прошла успешно.

У детей появились значительные результаты:

-они научились рисовать разнообразные линии и штриховать в разных направлениях.

-у них сформировалась база предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

-у них значительно улучшилась тонкая моторика кисти руки и зрительно-моторная координация.

-они стали более усидчивыми, внимательными, научились доводить работу до логического конца.

-у них стали развиваться творческие способности.

Поэтому на будущий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы.

Список литературы:

1) Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР в условиях специального детского сада//Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - № 2.

2) Защеринская О. В. Психология детей с ЗПР. - М. : Академия, 2006.

3) Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М. : Академия, 2002.

4) Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2001.

5) Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М. : Владос, 2001.

6) Безруких М. М. 10 простых шагов к красивому и правильному письму. – Екатеринбург, 2010.

7) Голубь В. Т. Графические диктанты. – М. : Вако, 2009.

8) Жукова О. С. Готовим руку к письму. – М. : Астрель, 2010.

9) Давыдова Т. Тренируем руку и пальчики. М. : Стрекоза, 2009.

10) Меньшикова И. А. Пропись – штриховка. М. : Адонис, 2004.

11) Новиковская О. А. Готовим руку к письму. Веселые точки. – М. : Астрель, 2011.

12) Ходжер Л. И., Усова Е. М. Штриховка № 1. – М. : Белый ветер, 2001.

13) Квартник Т. А. Готовим руку к письму.

14) Жукова О. С. Тренируем пальчики. – М. : Астрель, 2010.

15) Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Раксрась по цифрам. – М. : Академия развития, 2007.

16) Вахтин В. Л. Готовим руку к письму. – М. : Омега, 2010.

17) Вахтин В. Л. Цифры: пишем и считаем. – М. : Омега, 2010.

18) Татаринкова Л. Ю. Готовим руку к письму. Штриховка – дорисовка. СПб: Литера, 2013.

19) Бурдина С. В. Готовимся к письму. Часть 1, часть 2. – Киров: Вятка, 2010.

20) Немирова Е. Прописи. Штриховка – дорисовка. М. : Стрекоза, 2010.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством развития навыков гигиены и самообслуживания Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через развитие навыков гигиены и самообслуживания. "Я не боюсь еще.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 18:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД