Мария Поташникова
Консультация для родителей: «Учимся считать!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся считать»
Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10 и даже до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними.
Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания.
Публикация «Консультация для родителей: „Учимся считать!“» размещена в разделах
Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.
Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, т. е. запоминает счет как считалочку. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.
Как же следует учить ребёнка считать?
Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.
Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы, (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т. д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов.
Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.
Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.
Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.
Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? С удовольствием дети будут считать и звуки : Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.
Игра «Муха». Суть: какой-то предмет, например, муха, ходит по сетке. Сетка – это поле из 9 квадратиков, как в игре «Крестики-нолики». Поместите муху в центр. Пусть она ползёт вниз, вверх, влево, вправо на 1, 2 клетки. Играйте в эту игру столько, пока ребёнок не наиграется. Когда он наигрался, переходите ко второму этапу. Пусть ребёнок смотрит на сетку, но не двигает муху. Действия с мухой он должен производить в уме. Третий этап – поле игры закрывается, и ребёнок должен представлять себе и поле, и муху. Эту игру можно впоследствии усложнять: увеличивать поле, усложнять вариации хода (конём, по диагонали). Играть в «Муху» можно до самой школы.
Игра «Повороты». Начинать играть в эту игру рекомендуется с 4 лет. Осваиваем поворот на 90 градусов. Берём предмет и поворачиваем его 4 раза на 90 градусов. Сначала ребёнок пробует руками, потом – в уме, потом предмет накрываете, и ребёнок представляет в уме и предмет, и повороты.
Игра «Устный счёт». Считаем в уме : плюс один, плюс два и т. д. Её нужно практиковать постоянно, как только ребёнок освоил действие «плюс один».
Совет: не подключайте много игр сразу! Возьмите одну игру и играйте в неё ежедневно в течение недели, потом смените.
• Много счёта, цифр, чисел и мало наглядных задач. Хорошо начинать знакомить ребёнка с математикой не с текстовых задач, а с наглядных, с минимальным количеством текста. Их много разновидностей, каждый день Вы можете пробовать новую, пока не найдёте ту, которая будет интересна Вашему ребёнку. Когда задача его увлечёт, он почувствует интерес и уверенность в себе. Вот несколько примеров таких игр.
Игра «Отражение». Нарисуйте линию. Это «зеркало». В нём нужно «отразить» какую-то фигуру. Сперва зеркало должно быть горизонтальным или вертикальным, потом – диагональным.
Игра «Многоугольники». Нарисуйте несколько точек. Предложите ребёнку соединить их разными способами. Например, 4 точки (вершины квадрата) могут стать квадратом или треугольником.
Игра «Обход графа». Граф – это набор вершин, соединённых рёбрами. Не отрывая руки, надо обвести конверт, домик (есть много разных графов, обойдя все точки только один раз.
• Игры лучше тетрадей! В магазинах продаются развивающие тетради по математике для детей 3-4 лет, но ребёнок таким образом усаживается за парту. Заниматься по тетрадям можно в 6 лет, не раньше, хотя некоторые задания (идеи) из таких тетрадей с малышами можно просто проделывать в игре. Например, взять фигурки из лего. Это дети из детского сада. Нужно поставить «детей» в круг, чередуя по цветам. Можно чередовать по принципу: высокий – низкий. Также можно давать ребёнку картинку или лист и просить разрезать его пополам, на 4 части и т. д. В 3-4 года малышу нужны такие задания, где можно трогать, переставлять, а не сидеть за тетрадкой.
• Мало занятий-исследований. С 4-5 лет у ребёнка должно быть 1-2 таких занятия в неделю. Здесь также важно найти то, что интересно именно Вашему малышу. Можно рисовать орнаменты, узоры, складывать «паркет» (площадь, которую образовывают подобные фигуры, измерять предметы сантиметровой лентой, проверять, сколько мишек поместится в коробку.
• Во многих задачах отсутствует озарение. Озарение – это щелчок: понял, как сделать. Задачи в развивающих тетрадях и в школе однообразны, это механическая практика накопления знаний. А в наглядных задачах есть этот щелчок, благодаря которому ребёнок учится получать удовлетворение от интеллектуального труда, проявляет познавательную активность. К таким задачам относятся простые головоломки, над которыми ребёнок может подумать 5-10 минут и решить.
Теперь, когда в общем стало понятно, как правильно развивать у ребёнка математическое мышление, Ксения предлагает несколько разновидностей математических игр для детей разных возрастов.
Математические игры в 1-3 года:
1. Сюжетно-ролевые и постановочные игры. В рамках игры можно показывать ребё нку различные способы взаимодействия с предметами: вплетать обучение счёту, включать задания на чередование (например, построить заборчик с чередованием цветов) и задание на построение башенки, домика по образцу (мама строит первая, а ребёнок должен сделать такую же башенку по высоте, форме и цветам).
2. Игры с пластилином. Катать его в шарики, лепить разные фигуры, разрезать и смотреть, что получилось в разрезе – это также разновидность математической игры.
3. Игры с красками и карандашами. Пробуем нарисовать разные линии: короткие — длинные, толстые – тонкие.
4. Сочинение сказок. Берёте спички, ключи, кубики, ленточки и начинаете про них придумывать сказки (например, про короткую и длинную ленточку).
5. Обучение азам математики в быту. Например, считайте ступеньки, когда поднимаетесь по лестнице. На парковке можно задать, например, такие вопросы: правда или нет, что все машины красные? Правда или нет, что на парковке нет синей машины? Вопросы можно со временем усложнять. Играть можно не только с машинами и ступеньками, но и с цветами на клумбе, пассажирами в автобусе.
6. Игры с ножницами. Например, ребёнок должен разрезать предмет так, чтобы он был симметричен.
Совет: игры должны быть регулярными. Занимайтесь «математикой» хотя бы 3-4 раза в неделю по 15 минут в день.