Гульсум Шумилова
Консультация для родителей. Ваш ребенок-будущий первоклассник. «Развитие психических процессов будущих школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Много вопросов волнует родителей по поводу интеллектуальной подготовки детей, развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. Все эти качества необходимы ребёнку, поднимающемуся на первую ступеньку лестницы познания. Развитие их начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни ребёнка, начиная с рождения. Несомненно, у вас уже имеются собственные наблюдения и представления о том, насколько любознателен, смекалист, наблюдателен ваш малыш, но школа требует определённого уровня готовности. А достичь её можно только целенаправленной подготовкой.
Публикация «Консультация для родителей, Ваш ребенок-будущий первоклассник, „Развитие психических процессов будущих школьников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ребёнок, готовящийся к школе, должен свободно сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, ориентироваться в последовательности событий, видеть противоположные значения, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения. Ребёнок способен уловить главную мысль фразы, изображения, кратко ответить на вопрос, выделив самое существенное, продолжить не законченное предложение или рассказ, сделать обобщение, умозаключение. Ребёнок может установить связи, между предметами и явлениями, отличающимися от логики взрослого, и даже обосновать свои убеждения. Например, в задании на классификацию ребёнок может объединить огурец и кактус, но не потому, что это растение, а потому, что у них есть пупырышки. Поэтому, давая такие задания, расспросите ребёнка, почему он ответил именно так, разберитесь и узнайте логику его рассуждений. Если она "железная", не стоить оспаривать, ведь невозможно научить всех детей мыслить одинаково.
Работать и мыслить по схеме и образцу - необходимая способность для будущего ученика. Однако не менее важно умение отойти от традиционных способов и придумать что-то своё.
Вопросы, возникающие у детей: "Кто звёзды накидал?", "Почему нельзя купаться в луже?" и тому подобные не глупые и неуместные, а познавательные, и родителивполне способны объяснить азы астрономии, биологии и других наук на доступном для ребёнка, языке. Окружающий мир сам по себе не научит ребёнка думать. Ему необходима ваша помощь. Ведите дневники наблюдения за природой, домашними животными, обсуждайте интересные сказки, события. Попробуйте поиграть в игру «Последнее почему?». Предложите ребёнку спросить про то, что ему интересно, и продолжайте логическую разработку темы до того момента, когда и вам откроется что-то новое.
Память, способность запоминать, воспроизводить знания, полученные ранее, - очень важное для обучения в школе качество. В школе необходимо запоминать много информации / буквы, цифры, правила, таблицы умножения /. Причём без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение новых знаний.
Однако для школы важно, чтобы ребёнок мог управлять своей памятью и ставить перед собой определённую цель запомнить, приложив силу и волю, т. е. у него должно быть, развито произвольное запоминание.
Для этого нужно помочь ребёнку освоить основные приё мы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, рисование схем.
Острота детской памяти зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов, представлений, ассоциаций.
• Рассказав ребёнку сказку, попросите его нарисовать картинки – иллюстрации, помогите ему, а затем пусть он по этим картинкам перескажет вам сказку.
• Играйте в "10 слов". Проговорите 10 слов и попросите ребёнка воспроизвести. На 5 раз он может повторить 7-9 слов, и это хороший результат.
• Положите на стол 10-12 предметов. Пусть он посмотрит на них 15-20 с, затем отвернётся, а вы спрячьте 2-3 предмета. Пусть он скажет, что пропало. Затем можете добавить нечто новое и спросить, что появилось.
• Разучивая стихотворение, рисуйте к каждой строчке рисунок-символ. Взяв в руки шпаргалку, ребёнок сможет успешнее воспроизвести рифмы.
Почти всю информацию, которой владеет дошкольник об окружающих предметах и явлениях, он узнаёт на слух. В школе свыше 70% всего учебного времени отводится не то, чтобы целенаправленно слушать объяснения учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность самостоятельно удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки.
• Активное слушание развивается при слушании сказок вслух, историй, посещении театров, соответствующих возрасту детей.
• Предложите ребёнку внимательно послушать музыку и подумать, что она выражает, нарисовать иллюстрации к ней.
• Расскажите ребёнку сказку и попросите пересказать любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание.
Нужно отметить, что маленькие "ушастики" с удовольствием сосредотачиваются на разговорах взрослых, на обсуждении важных семейных и "мировых" проблем. Поэтому советуем родителям быть аккуратными в своих высказываниях, помня, что слуховое внимание у детей подчиняется закону "хочу слышать то, что интересно».
Если, занимаясь с ребёнком или объясняя что-то ему, вы замечаете, он зевает, вертится, отвлекается, то следует резко изменить гром кость голоса / не обязательно в сторону усиления, перейдите на шёпот/, темп речи / замедлите или убыстрите / или смените занятие. Утомление и усталость снижают слуховое внимание и полезно сделать встряску, т. е. попрыгать, потанцевать, попеть хором.
Развитое зрительное внимание, произвольное осознанное внимание необходимо школьнику для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения / знаки, рисунки, предметы,лица и т. д. /. Лишь в активной игре с определёнными правилами формируются основы концентрации, переключения и распределения внимания. Не умея быстро сконцентрировать своё внимание, делать на уроке то, что необходимо, ребенок "плавает" в океане учебной информации, вызывая недовольство учителя и родителей. Так первоклассник может пропустить мимо ушей задание, не "разглядеть" картинку в учебнике, забыть портфель в коридоре. Тренировки помогут развить внимание, ответственность и самостоятельность.
• По дороге из детского сада спросите ребёнка, во что были одеты его друзья, куда он положил игрушку, которой играл, и о многом другом.
• Дайте задание сосчитать, сколько женщин и мужчин вам встретится.
• Придя, домой, попросите ребёнка разложить все необходимые к ужину приборы.
• Отведите игрушкам, книжкам, тетрадям постоянное место и попросите каждый день всё «раскладывать по полочкам».
Способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимы для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. В школе ребё нку предстоит свободно распознавать понятия: «вверх», «низ», «право», «лево»; «между», «под», «над» и т. д. Учитель использует эти понятия, объясняя, где находится задание в учебнике, как правильно писать в тетради, сколько клеток отступить сверху, справа и т. д. Чтоб это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить чётко ориентироваться в пространстве.
• Если вы заметили, что ребёнок слабо ориентируется в пространстве полезно поиграть с ним в игры с кладами. Спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа, выше, ниже.
• Идя по улице, порассуждайте, что где находится.
• Можно научить ребёнка пользоваться планом-картой.
• На природе полезно поиграть в «Казаки-разбойники», стрелочками помечая путь скрывающейся команды.
• Интересна игра с фонариком в следопыта, когда ребёнок вечером лучом показывает, куда лучше вам пройти - влево, вправо или прямо.
Подобные занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не толь ко в окружении, но и на бумаге.
Форма - надёжный признак предмета, вещи. Она включает в себя сочетание различных деталей, элементов, характеризующих данный предмет, т. е являющихся определяющими и существенными для его узнавания среди других. Являясь показателем развития восприятия, эта способность позволяет отличать одни предметы от других, выделять сходства и различия, выделять контуры, границы, замечать чёткость, яркость, цвет форм. Выяснив, на сколько ребёнок чётко отличает форму, вы можете различать эту способность через практические занятия:
• рисование,
• конструирование и лепку,
• плетение из соломки,
• собирание разрезных картинок «пазлы».
«Подготовка руки дошкольника к письму».
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. Правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательны правильная посадка ребенка, правильное положение тетради или раскраски. Правильное положение при письме.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного. Опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова, а не туловище слегка наклонена., ноги согнуты под прямым углом, подошва всей ноги касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Виды и причины неправильного навыка письма.
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
• неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предметам «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему.
• Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку (карандаш) слишком близко (или далеко) к нижнему кончику;
• неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др.
• неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, фиксирован локоть;
• слишком сильный, чаще всего, или слабый нажим при письме или рисовании.
• Неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.) ;
развитие элементарных навыков самообслуживания.
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.) ;
Рисование карандашом (фломастером, кистью) ;
Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
Одевание и раздевание игрушек.
Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики
• Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.
• Упражнение с пинцетом
В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.
• Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
• Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
• Игры с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
• Болты и гайки
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
• Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
• Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
• Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
• Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
• Наматывание ниток
Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
• Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
• Конструкторы и пластилин
Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.
Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с родителями будущих первоклассников
Родительское собрание с родителями будущих первоклассников.
Родительское собрание "Ваш ребенок-будущий первоклассник"
вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; помочь родителям определить уровень готовности к обучению в школе, дать представление о психологической готовност.
Родительское собрание «Ваш ребёнок будущий первоклассник»
Собрание для родителей подготовительной группы. Цели: -формирование активной педагогической позиции родителей;-вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопрос.
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Родительское собрание дляродителей будущих