Надежда Шинкарева
Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.
В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их – к большому удивлению – наказывают. «Дети – увеличительные стекла зла», – как-то заметил Л. Н. Толстой. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.
Публикация «Консультация для родителей „Вежливость воспитывается вежливостью“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Что же такое вежливость, этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры попечения в общественных местах). Такое определение дает «Словарь по этике».
Вежливость – способ применения этикета.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к ЛИЧНОСТИ, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Замечено, что педагог часто учит не тому, ЧТО говорит, а КАК говорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним.
У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.
Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около 30.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам? Вспоминаем и считаем!
УТРОМ – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»
ЗА ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ – «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прошения».
ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА – «Как спалось?», «Как твое здоровье?».
ВЕЧЕРОМ – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
Воспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета. Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.
Не следует умалять и роли дидактических картин и картинок в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения. Само содержание специальных серий «этических дидактических картин» дает такую возможность: дети обсуждают, кто поступил правильно, хорошо, а кто неправильно, как надо было поступить, что надо было сказать и как, какие слова.
Любая совместная продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.
Предлагаем некоторые рекомендации обучения речевому этикету детей старшего дошкольного возраста.
Старшие дошкольники обычно уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Иногда они предпочитают в конфликтных ситуациях находить выход самостоятельно, не обращаясь к взрослому, знают достаточное количество правил речевого этикета и нередко используют эти правила (конечно же, не всегда и не так часто, как хотелось бы).
В группе можно поставить красивую шкатулку-сундучок, куда будут складываться картинки с записанными «волшебными словами». «Сундучок волшебных слов» должен постоянно пополняться и использоваться в различных играх, викторинах, конкурсах. Можно, например, организовать такие конкурсы, как «Кто больше знает добрых слов?», «Кто, как и в каких сказках по-особому здоровается, прощается, просит извинения?» Весело могут проходить конкурсы пожеланий, поздравлений, комплиментов.
Со старшими детьми уже можно обсуждать правила участия в общем разговоре, правила знакомств, правила выхода из конфликта. Например: «Как избежать ссоры, если ты не cогласен с чьим-то мнением?», «Как можно я с тем, кто не хочет слушать?» Подобные правила можно сообща выработать и зарифмовать, тогда их легче запомнить.
В старшей группе следует, обучая речевому этикету, расширять диапазон ролевых игр и вводить в них неожиданные ситуации. Например, играя с детьми в «магазин», педагог может отказаться от товара, возмутиться его качеством или ценой. Как будут реагировать дети на эту ситуацию? Если они не смогут найти выхода из нее, педагогу придется прийти им на помощь. В данном случае стоит говорить с детьми о неожиданных ситуациях вообще в жизни и о правилах поведения в таких ситуациях.
Старших дошкольников интересует этимология (происхождение и первоначальное значение) слов вежливости. Им будет интересно узнать, что «спасибо» когда-то значило «спаси бог» : «пожалуйста» произошло от «пожалуйте. хоть сто» (раз, «здравствуйте» произошло от слова «здоровье», значит, здороваться – желать здоровья.
В этом возрасте дети по-прежнему любят театрализованные игры, в том числе и пальчиковый театр. В таком театре можно разыгрывать вполне серьезные стихи и прозаические тексты. Например:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Н. Красильникова)
В пальчиковом театре можно и нужно обыгрывать и хорошо знакомые тексты. Предложите, например, детям, касаясь кончиком большого пальца кончиков остальных пальцев, обыграть встречу мамы-Козы с детками. Думается, что слова «Козе преподнесен букет. Ну что ж, спасибо за обед» потребуют большой фантазии для их передачи.
Но самую большую радость доставляет детям настоящее исполнение ролей в «живом спектакле». Начните с разыгрывания сценок из «Урока вежливости» С. Маршака. Пусть дети попробуют «перевести» стихотворный текст в сценарии и подберут исполнителей.
Если первый опыт окажется удачным, можно взяться за спектакль по стихам Э. Мошковской «Вежливое слово». Примерный вариант спектакля: на картоне или бумаге хорошего качества изготовьте разноцветные таблички-билетики со словами вежливости (билетики понадобятся не только при разыгрывании сценок из «Вежливого слова», но и, например, при игре «Угадай, что за слово»). Если ребенок еще не умеет читать, то цвет билетика поможет ему вспомнить вежливое слово, написанное на нем.