Получи документы

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на эмоции детей»

Александра Коркина
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на эмоции детей»

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей, фильмов и так далее.

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый в исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытывать силу любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусств, и, особенно, из сказок. Сказка для ребенка – это непросто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, таинственного, а иногда страшного и неуправляемого «тридесятого» царства. В сказке ярко представлен мир высоких чувств и высоких ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Литература, искусства заставляют ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.

Публикация «Консультация для родителей „Влияние художественной литературы на эмоции детей“» размещена в разделах

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживания, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Ребенка захватывают сказочные события, детям порой трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется активно действовать: помогать или отвергать. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное новое эмоциональное отношение к окружающим: к людям, предметам и явлениям.

В связи с этим перед взрослыми встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылась ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказывать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействия персонажам произведения.

Для того чтобы помочь малышу глубже почувствовать события, поступки персонажей, освоить содержание сказки в эмоционально – нравственном плане, необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом.

Знакомство с новой сказкой начинается для ребенка с чтения ее взрослыми. Не стоит использовать чтение в целях развлечения или успокоения расшалившихся детей. С самого раннего возраста дети должны учиться, внутреннее подготавливать себя к чтению. Малыш хорошо понимает, что сказка – нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к прочувствованию глубины, имеющихся в сказке нравственных проблем. Малышам лучше читать сказки днем, и совершенно недопустимо читать на ночь. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы в сновидениях и тем самым нарушать нормальный сон малыша. Однако из главных условий чтения – это эмоциональное отношение взрослого к читаемому. Чем меньше ребенок, тем определеннее акцентированнее должно быть чтение. При чтении детям необходима искренность и неподдельность чувств взрослых. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально – нравственного, играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках:

- Что с ним происходит?

- Почему он плачет?

- Почему он смеется? И так далее.

Младшим детям недостаточно читать сказку или рассказ один раз. Ребенок не успевает осмыслить все ситуации и взаимоотношения, и им бывают необходимы повторные чтения.

Взрослых волнует вопрос, как быть со страшными сказками: читать или не читать их детям. Родители часто жалуются, что их дети слишком чувствительны и даже плачут, когда смотрят или слушают сказки. Но таких слез не надо бояться – это добрые слезы, они помогут нашим малышам вырасти настоящими людьми. «Добрые слезы, - пишет в одной из своих статей С. Образцов, - это нужные слезы. Они очищают сердце. Делают его отзывчивым ко всему живому».

После того, как книга прочитана, обязательно следует побеседовать с малышом о прочитанном, помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Вопросы взрослого должны стимулировать эмоциональное отношение малыша к прочитанному. Например, после чтения сказки «Лиса и заяц» можно задать вопросы:

- Почему лиса выгнала зайца из лубяной избушки?

- Кто хотел помочь зайцу?

- А кто помог?

- Кто тебе больше всех понравился в этой сказке?

Можно предложить еще один прием, способствующий выявлению эмоционального отношения детей к прочитанному. А для этого всегда следует малыша поставить в более активную позицию. Скажем, примерно так:

- А вдруг и петушок испугался лису?

- Как бы ты помог ему?

Этот прием поможет маленькому человеку как бы на себе испытать храбрость и стойкость, добро и зло.

После чтения и обсуждения с вашим ребенком произведения рекомендуется продолжать обсуждение книги в форме игры – беседы с ее персонажами. Такая игра – беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи детские впечатления.

Персонажи могут быть самыми различными: от кукол, игрушек со всеми атрибутами до очень условных, прямо на глазах ребенка вырезанных из картона бумаги.

В качестве персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, лиса и заяц из «Заюшкиной избушки». Всегда начинается с того, что куклы спрашивают ребенка, кто понравился и почему. Постепенно куклы – персонажи могут затронуть проблемы, которые могли произойти в семье ребенка, в детском саду. Кукла – отрицательный персонаж, поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный персонаж, поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный персонаж подчеркивает добрые, справедливые дела. Например, Лиса может похвалить за то, что ребенок не дал поиграть своей игрушкой другу, обидел его. Заяц заступается за ребенка, вспоминает, как он помогал маме. Бабушке. При этом взрослый должен выполнять основные правила: за отрицательных персонажей, высказывающих нежелательные положения, должен говорить он сам. Ребенок и от себя, и от имени положительного персонажа будет отстаивать добро и справедливость, стараясь «перевоспитать» несправедливого персонажа. Проводя такую игру – беседу, необходимо следить, чтобы ребенок не был обижен. Тогда игра – беседа пройдет весело и достаточно серьезно в плане воспитательных задач.

Работа над книгой далее продолжается в новой форме, с помощью постановки творческого кукольного спектакля по сюжету произведения (с некоторыми изменениями и дополнениями). Для спектакля, кроме двух персонажей, будут необходимы и второстепенные. В качестве зрителей и недостающих артистов можно пригласить друзей ребенка, взрослых членов семьи. Перед спектаклем взрослый обсуждает с ребенком сцены, которые будут разыграны в спектакле. Желательно разыгрывание именно нравственных ситуаций, где имеет место моральный выбор. Декорации желательно делать простыми, вплоть до составленных вместе стульев, спинки которых накрываются тканью.

Один и тот же спектакль может быть проигран с разными вариациями. Взрослый может предложить ребенку поставить такой спектакль, в котором действия развивались бы не как в книге, а так, как этого хочется ребенку. Этот прием позволит взрослому увидеть, изменит ли ребенок поступки героев в нравственную сторону, или же с удовольствием будет проигрывать ситуации, где герои поступают жестоко, неблагодарно. При этом ярко выявятся пристрастия и представления о нравственных ценностях ребенка. Возможно, придется еще раз вернуться к игре – беседе и постараться воздействовать на отношение ребенка к персонажам.

Следующий этап работы над книгой – эта игра – драматизация. Она дает ребенку возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. В результате сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Самый ответственный момент – распределение ролей. Роль положительного персонажа желательно дать малышу, а роль отрицательного берет либо взрослый, либо старшие дети в семье, с достаточно высоким уровнем социальных навыков.

Декорации и костюмы могут быть самыми простыми. Лучше, если ребенок и родители будут готовить все вместе. В игре – драматизации можно в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, то есть, все хорошее, что пережил ребенок во время чтения и кукольного спектакля, он может реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Такая игра – драматизация позволит ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду.

Таким образом, поэтапность работы по знакомству малышей с произведениями художественной литературы способствует расширению и обогащению эмоционального опыта детей и побуждает переносить эти чувства и эмоции в реальной ситуации. Ребенок учится умению видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Анкета для родителей «Использование художественной литературы в семье» в средней группе Дорогие родители! Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов анкеты для планирования работы в дальнейшем. 1. Какие у Вас дома есть книги.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на эмоции детей»
Опубликовано: 18 сентября 2021 в 22:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД