Симонова Лариса Владимировна
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее воздействие.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок :
1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой палец опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставит колечки друг к другу, поднести к глазам.
3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».
4. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены в сторону, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.
5. «Коза». Указательный и мизинец разведены в сторону, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик грипп нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот все глядел.
Апельсин.
Мы делили апельсин –
Много нас, а он один.
Эта долька – для кота,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для улитки
Эта долька – для чижа,
Ну, а волку – кожура!
Когда ребенок освоит простейшие упражнения с пальчиками, вы можете предложить ему игры посложнее.
1 «Ты, утенок не пищи, Сжимание и разжимание пальцев рук.
Лучше маму поищи».
2 «Водичка, водичка, Выполнение движений в соответствии
Умой мое личико…» с текстом
3 «Полетели птички, Пальцы переплетены,
Птички-невелички. Ладони сжаты. Поднимаем и опускаем
Сели птички. Посидели. Пальцы в соответствии с ритмом стиха.
Опять полетели.
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течении нескольких минут, два-три раза в день. При этом не даются все упражнения сразу, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
На третьем году жизни переходим к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности :
1. «Этот пальчик – дедушка…»
2. «Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы считать…»
3. «Мышка мылом мыла лапку – Массаж
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой,
Не забыла и указку –
Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой – пальцев
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла».
К концу 3-его года жизни можно предлагать детям уже такие упражнения, как:
1. «Пальчики здороваются». Кончиком большого пальца касаемся
Поочередно кончиков указательного,
среднего, безымянного и мизинца.
2. «Повстречал ежонка еж…».
3. «Зайка в норке».
4. «Зайка в барабан».
Также для более успешного развития ручной умелости необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действуя с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.